Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.02.2020 N 77-155/2020 Приговор: Ст. ст. 30, 228 УК РФ (приготовление/покушение; незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов…). Определение: Приговор изменен, определено считать лицо осужденным по пяти преступлениям, предусмотренным ст. ст. 30, 228.1 УК РФ; исключено указание на назначение в соответствии со ст. 70 УК РФ дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год с установлением ограничений.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2020 г. N 77-155/2020
Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе: …
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Ярославской области К.А.А. на приговор Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года в отношении осужденного С.
Приговором Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года,
С. ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, судимый:
— 4 октября 2013 года Московским областным судом по ч. 2 ст. 210 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 277-ФЗ), по пяти преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), по одиннадцати преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к лишению свободы сроком на 11 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1 год с установлением ограничений;
— апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 года приговор от 4 октября 2013 года в отношении С. изменен: осуждение по ч. 2 ст. 210 УК РФ отменено, и уголовное дело в этой части прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием состава преступления; смягчено наказание, назначенное за каждое из пяти преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года N 215-ФЗ), с применением ст. 64 УК РФ до 6 лет лишения свободы, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности по пяти преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), по одиннадцати преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), путем частичного сложения наказаний, назначено С. наказание в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима,
осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев.
На основании ст. 70 УК РФ, к наказанию, назначенному по настоящему приговору, частично присоединено неотбытое наказание по приговору Московского областного суда от 4 октября 2013 года и окончательно назначено С. наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год, с установлением следующих ограничений: не менять постоянного места жительства, без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; не покидать постоянного места жительства после 22 часов; возложена обязанность один раз в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года приговор суда первой инстанции от 18 апреля 2019 года оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи М.С.И., выслушав выступление осужденного С. посредством использования системы видеоконференц-связи, пояснения адвоката Д.А.Т. по доводам кассационного представления, мнение прокурора П.С.Н. об изменении приговора по доводам представления, судебная коллегия
установила:
приговором суда первой инстанции, постановленным в особом порядке на основании гл. 40 УПК РФ, С. осужден за совершение покушения на приобретение без цели сбыта наркотических средств, в крупном размере, которое было совершено в период отбытия им наказания по приговору Московского областного суда от 4 октября 2013 года.
Вину в совершении инкриминируемого преступления осужденный С. признал.
В кассационном представлении заместитель прокурора Ярославской области Кукин А.А., не оспаривая обоснованность осуждения С., ставит вопрос о внесении изменений в принятые судебные решения, по тем основаниям, что суд первой инстанции при назначении наказания по совокупности преступлений не учел изменения, внесенные апелляционным определением Верховного суда РФ от 25 марта 2015 года, в приговор Московского областного суда в отношении С. от 4 октября 2013 года, с исключением дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год. Учитывая изложенное, автор кассационного представления просит во вводной части приговора указать дату апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — 25 марта 2015 года, исключить указание об осуждении С., с учетом внесенных изменений, к дополнительному наказанию в виде ограничения свободы на 1 год; исключить из резолютивной части приговора от 18 апреля 2019 года указание о назначении С. дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год; считать С. осужденным приговором суда от 18 апреля 2019 года, на основании ст. 70 УК РФ, с учетом приговора Московского областного суда от 4 октября 2013 года к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказаниям в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор суда просит оставить без изменения Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Данные требования закона судом первой и апелляционной инстанции выполнены не в полном объеме.
Как видно из материалов дела, суд первой инстанции, рассмотрев уголовное дело в отношении С., постановил обвинительный приговор с назначением наказания по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы. При этом, суд пришел к выводу не применять к С. дополнительных видов наказания в виде штрафа и ограничения свободы. При назначении окончательного наказания, на основании ст. 70 УК РФ, по совокупности с приговором Московского областного суда от 4 октября 2013 года, суд назначил наказание в виде 4 лет лишения свободы с присоединением неотбытого дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 года внесены изменения в приговор Московского областного суда от 4 октября 2013 года в части осуждения С. по ч. 2 ст. 210 УК РФ, по которой и было назначено наказание в виде ограничения свободы. Указанным апелляционным определением Верховного Суда РФ осуждение С. по ч. 2 ст. 210 УК РФ отменено с прекращением уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, и на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ окончательно наказание С. назначено в виде лишения свободы сроком на 7 лет в исправительной колонии строгого режима без дополнительных наказаний.
Таким образом, Рыбинский городской суд Ярославской области, назначая С. наказание по приговору от 18 апреля 2019 года по совокупности с приговором Московского областного суда от 4 октября 2013 года, с учетом, изменений внесенными Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 года ухудшил положение осужденного.
Кроме того, во вводной части приговора Рыбинского районного суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года указана дата вынесения апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ «25 мая» 2015 года. Однако, согласно представленным материалам дела, дата вынесения апелляционного определения Верховного суда РФ — 25 марта 2015 года.
Судом апелляционной инстанции при проверке законности и обоснованности приговора были оставлены без внимания указанные нарушения требований уголовно-процессуального закона.
Напротив, во вводной части апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года, которым приговор Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года оставлен без изменения, указание на применение ч. 3 ст. 69 УК РФ при сложении наказаний по приговору Московского областного суда от 4 октября 2013 года в отношении С. не соответствует изменениям, внесенным апелляционным определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 года, согласно которым, при сложении наказаний осужденному С. были применены правила ч. 2 ст. 69 УК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об изменении приговора Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года в отношении осужденного С.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.13, 401.14, 401.15, 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года в отношении осужденного С. изменить, удовлетворив кассационное представление:
— считать во вводной части судебных решений о судимости С. 4 октября 2013 года Московским областным судом, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 года, по пяти преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), с применением ст. 64 УК РФ, по одиннадцати преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 30, п. п. «а», «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2009 года), с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к лишению свободы сроком на 7 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
— исключить из приговора Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года указание о назначении в соответствии со ст. 70 УК РФ дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год, с установлением ограничений.
В остальном приговор Рыбинского городского суда Ярославской области от 18 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 17 июня 2019 года оставить без изменения.