Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу N 77-115/2020

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу N 77-115/2020. Приговор: Ст. ст. 30, 228.1 УК РФ (приготовление/покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов…). Определение: Судебные акты изменены: засчитано в срок лишения свободы нахождение осужденного под домашним арестом.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 марта 2020 г. по делу N 77-115/2020

Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе …

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по кассационной жалобе осужденного Б.С. на приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2019 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2019 года, Б.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> <адрес>, гражданин <адрес>, несудимый,

осужден по ч. 3 ст. 30, п. п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к лишению свободы на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения изменена с домашнего ареста на заключение под стражу, Б.С. взят под стражу в зале суда. Срок наказания исчислен с 27 марта 2019 года с зачетом времени содержания Б.С. под стражей с 5 сентября по 2 ноября 2017 года, а также под домашним арестом с 3 ноября 2017 года по 26 марта 2019 года.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона N 186-ФЗ от 3 июля 2018 года) время содержания Б.С. под стражей в период с 5 сентября по 2 ноября 2017 года зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Время содержания Б.С. под домашним арестом в период с 3 ноября 2017 года по 13 июля 2018 года зачтено в срок содержания под стражей досудебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день нахождения под домашним арестом; время нахождения Б.С. под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 26 марта 2019 года — из расчета один день лишения свободы за два дня нахождения под домашним арестом в соответствии с ч. 3.4 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона N 186-ФЗ от 3 июля 2018 года).

Приговором разрешены вопросы о судьбе арестованного имущества и вещественных доказательств.

Этим же приговором осуждены П.И., П.Ю., М., Б.А., Т., С., Р., Кирку А.В., в отношении которых приговор не обжалован.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2019 года приговор в отношении Б.С. оставлен без изменения.

В кассационной жалобе Б.С. находит вынесенные судебные решения незаконными, полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что запрос оператору о месте нахождения закладки с наркотическим средством был направлен им по просьбе ФИО1

Отмечает, что согласно приговору его действия выразились лишь в сообщении последнему о наличии в определенном месте наркотических средств, их изъятие ФИО1 осуществил самостоятельно. Он /Б.С./ способствовал совершению преступления предоставлением информации и обещанием помощи в сбыте наркотического средства. По изложенным основаниям просит судебные решения изменить, его действия квалифицировать, как пособничество в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, смягчить назначенное наказание.

Заслушав доклад судьи В.Э.Н., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы, содержание постановления судьи о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступление адвоката Б.В. и осужденного Б.С., поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, мнение прокурора полагавшего необходимым изменить приговор суда, судебная коллегия

установила:

Б.С. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») организованной группой в крупном размере.

Преступление совершено в период с 1 августа 2017 года по 5 сентября 2017 года на территории г. Сыктывкара Республики Коми при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Выводы суда о виновности осужденного Б.С. в совершении указанного преступления основаны на совокупности собранных по делу и исследованных в судебном заседании доказательств, анализ и существо которых подробно изложены в приговоре.

Все изложенные в приговоре доказательства суд в соответствии с требованиями ст. 87, 88 УПК РФ проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них дал оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.

С учетом установленных фактических обстоятельств по делу, оценив в совокупности собранные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вины осужденного в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») организованной группой в крупном размере и обоснованно квалифицировал действия Б.С. по ч. 3 ст. 30, п. п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.

Оснований для иной правовой оценки преступных действий осужденного, в том числе для переквалификации его действий с ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 5 ст. 33, п. п. «а, г» ч. 4 ст. 228.1 УК, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Наказание осужденному назначено с учетом требований ст. ст. 6, 43 и 60 УК РФ, в полной мере отвечает требованиям справедливости.

Вид исправительного учреждения назначен судом в соответствии с положениями ст. 58 УК РФ.

Вместе с тем, обжалуемый приговор подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. Таковым он признается, если постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и основан на правильном применении уголовного закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Так, согласно ч. 3 ст. 72 УК РФ (в ред. Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ), ч. 10 ст. 109 УПК РФ (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ), время содержания лица под домашним арестом до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы из расчета один день за один день.

Федеральным законом от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ ст. 72 УК РФ была дополнена частью 3.4, из содержания которой следует, что время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы. Федеральный закон от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ вступил в законную силу 14 июля 2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Правила ч. 3.4 ст. 72 УК РФ предусматривают зачет домашнего ареста в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы, то есть ухудшают положение лица по сравнению с порядком, применявшимся до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ, и согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ обратной силы не имеют.

С учетом изложенного время нахождения под домашним арестом лицу, совершившему преступление до 14 июля 2018 года, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, в том числе и в случае избрания или продолжения применения этой меры пресечения после указанной даты.

Принимая указанные решения, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что Федеральным законом N 186-ФЗ от 3 июля 2018 года, который вступил в силу 14 июля 2018 года, статья 72 УК РФ дополнена частью 3.4 о зачете домашнего ареста в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы. Данный уголовный закон ухудшает положение осужденного, поскольку по смыслу статьи 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) зачет наказания производился по принципу один день домашнего ареста за один день лишения свободы.

Согласно материалам дела преступление было совершено Б.С. в период с 1 августа 2017 года по 5 сентября 2017 года, поэтому домашний арест подлежит зачету в срок наказания на основании положений ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ).

Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2019 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 8 августа 2019 года в отношении Б.С. изменить:

засчитать в срок лишения свободы его нахождение под домашним арестом в период с 14 июля 2018 года по 26 марта 2019 года из расчета один день нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × пять =