Цифровизация системы государственного управления

В Госдуму РФ внесен законопроект «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Проектом закона представляется закрепить цифровизацию системы государственного управления в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту цифровизация государственных услуг предполагает, что многие функции, на которые государство традиционно тратит много ресурсов, автоматизируются с помощью приложений, разрабатываемых как государством, так и коммерческими компаниями и социально ориентированными организациями, что сокращает как затраты, так и время оказания услуги. При этом органы исполнительной власти являются не только администратором и дизайнером системы, но и сами присутствуют на платформе со своими услугами в режиме реального времени. Это создает условия для максимальной адаптивности, гибкости и адекватности текущему моменту.

Основная цель создания цифрового государства ориентирована на то, чтобы государство стало более открытым, прозрачным и подотчетным. Большая открытость будет обеспечена новой статистикой, основанной на больших данных, собираемых и обрабатываемых под запрос со значительно большими, чем у традиционной статистики, возможностями мониторинга.

Это позволит не только обрабатывать значительно больший объем информации, но и одновременно уменьшить количество ошибок, проверок и злоупотреблений. При этом прозрачность всех административных действий прямо зависит от всеобъемлющей цифровизации документооборота на государственном и муниципальном уровнях, что сделает невозможной бюрократизацию и заблокирует значительную часть коррупционных схем.

Нельзя не отметить, что за последнее десятилетие государственное управление в целом преобразилось. В стране работает более 3000 многофункциональных центров, во всех более-менее крупных населенных пунктах государственные услуги можно получать в шаговой доступности по принципу одного окна. Ежедневно порталом Госуслуг пользуется более полутора миллионов человек, а число запросов, поступающих на ресурс, исчисляется миллиардами в год. Без цифровых технологий уже невозможно представить реальность. Люди ждут от государства развития этих технологий и хотят работать с государством без каких-либо препятствий и барьеров. В связи с этим объективно назрела необходимость реализации в ближайшей перспективе проекта сервисного государства, одним из основных направлений работы которого должны стать супер-сервисы, включающие наиболее важные и востребованные населением федеральные, региональные и муниципальные услуги (например, возможность получения в электронном виде таких документов, как европротокол по ДТП, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, больничный, трудовая книжка, свидетельство о заключении брака и рождении ребенка, лицензии и разрешения на ведение предпринимательской деятельности и другие).

Проект сервисного государства сформирует и единую информационную среду. На сегодняшний день в России насчитывается около 35 тысяч сайтов государственных и муниципальных органов власти и более 100 порталов государственных услуг. После реализации проекта наименее жизнеспособные ресурсы перейдут на единую платформу, а остальные будут интегрированы на gov.ru. В результате будут установлены единые принципы цифровой экосистемы, стандарты редакционной политики, контента и работы с данными. Кроме того, в перспективе проект предполагает полную ликвидацию бумажного документооборота и переход на электронные носители.

При этом, по мнению экспертного сообщества, одним из препятствий на пути к цифровизации государства может стать тяга служащих на местах к ручному управлению, которая, в свою очередь, имея коррупциогенный характер, будет нивелировать цели и саму реализацию проекта сервисного государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

двадцать − семнадцать =