Изменения в закон об основах туристской деятельности

В Госдуму поступил законопроект, который может внести  изменения в закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту проект федерального закона направлен на совершенствование отношений, связанных с турагентской деятельностью.

В настоящее время требования к взаимоотношениям между туроператором и турагентам установлены Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», специального разрешения на осуществление турагентской деятельности не требуется.

Для юридического лица или индивидуального предпринимателя «статус» турагента устанавливается договором соответствующего правового вида — агентирования, комиссии или поручения, согласно которому турагенту поручается, действуя от своего имени или от имени туроператора, заключить с туристом (заказчиком) договор о реализации туристского продукта, сформированного туроператором.

По предварительным оценкам, в настоящее время насчитывается от 20 до 30 тыс. туристических агентств и компаний, реализующих туристам туристский продукт, сформированный туроператором. Кроме того, реализацию и продвижение туристского продукта осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие прямых договорных отношений с туроператором.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации о туристской деятельности и правоприменительной практики позволил выявить ряд пробелов в правовом регулировании турагентской деятельности, а также необходимость уточнения и доработки отдельных положений законодательства.

На практике встречаются случаи осуществления организацией деятельности по реализации туристского продукта, сформированного туроператором, через субагентов (далее — центр бронирования). Договор о реализации туристского продукта в такой ситуации заключается туристом (иным заказчиком) с субагентом, а бронирование соответствующей заявки у туроператора осуществляется центром бронирования. Соответственно, оплата стоимости туристского продукта осуществляется туристом (иным заказчиком) не напрямую туроператору, а субагенту, который перечисляет денежные средства центру бронирования. В договорах о реализации туристского продукта, заключаемых туристом (иным заказчиком) с субагентом, информация об осуществлении расчетов через центр бронирования не указывается. При этом на туроператора возлагается обязанность по обеспечению оказания услуг, входящих в турпродукт, при условии их оплаты со стороны центра бронирования. В случае прекращения центром бронирования деятельности без осуществления оплаты заявок туроператору нарушаются права туристов на получение ими оплаченных туристских услуг.

В 2018 году и в начале 2019 года от прекращения деятельности ряда крупнейших центров бронирования пострадали не только тысячи туристов, но и сами турагенты, поскольку Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не установлены специальные механизмы, направленные на возмещение ущерба, причиненного туристам в результате прекращения деятельности центра бронирования. Центр бронирования не является туроператором, к нему не применяются требования к осуществлению туроператорской деятельности (в том числе о наличии финансового обеспечения ответственности, фондов персональной ответственности), установленные ст. 4.1 указанного Федерального закона.

Законопроект направлен на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности. Проектом федерального закона предлагается введение единого федерального реестра турагентов (далее — реестр). Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Внесение сведений о турагенте в реестр турагентов осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов. Сведения о турагенте (субагенте) формируются в реестре автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП после указания туроператором (турагентом) при формировании сведений о турагенте (субагенте) для размещения в реестре турагентов основного государственного регистрационного номера юридического лица или основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя. Соответствие таких сведений содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведениям, обеспечивается посредством использования и дальнейшего обновления предоставляемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия в реестр сведений, размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, не позднее трех рабочих дней со дня такого предоставления.

В реестре также будет отражена информация о субагентах данного турагента, в случае если возможность реализации и продвижения туристского продукта посредством субагентов предусмотрена договором, заключенным между туроператором и турагентом. Такую информацию будут вносить турагенты, обладающие правом заключения субагентстких договоров.

Консультация адвоката по арбитражным делам

Туроператор обязан внести сведения об изменении или досрочном прекращении договора с турагентом, а также о прекращении полномочий турагента на передачу исполнения поручения субагентам, путем внесения соответствующей отметки в личном кабинете туроператора в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента наступления указанных событий. Прекращение полномочий турагента влечет за собой прекращение полномочий субагентов, с которыми были заключены договоры в целях передачи исполнения поручения туроператора на продвижение и реализацию турпродукта.

Осуществление продвижения и реализации туристского продукта турагентом допускается со дня размещения сведений о нем в реестре турагентов на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Наличие в реестре записи о турагенте с информацией о конкретном туроператоре, является подтверждением того, что между турагентом и данным туроператором заключен договор о реализации и продвижении турпродукта.

Турист сможет получить достоверную информацию о праве турагента на продажу турпродукта конкретного туроператора. Договор о реализации и продвижении турпродукта, заключенный между туроператором или турагентом, не является действительным при отсутствии соответствующей записи в реестре.

Учитывая, что Ростуризм осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма (п. 1 Положения о Федеральном агентстве по туризму, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №901), полномочия по ведению реестра предлагается отнести к ведению Ростуризма. Реализация федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» будет осуществляться в пределах штатной численности Ростуризма, финансовое обеспечение создания единого федерального реестра турагентов, его функционирование, и эксплуатация будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых Ростуризму в рамках подпрограммы «Туризм» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (КБК 174 0412 15Е01 90019 242) и не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Функции по установлению порядка ведения реестра, включающего порядок выдачи выписки из единого федерального реестра турагентов и формы такой выписки, порядок внесения и проверки достоверности сведений о турагентах, а также информационного взаимодействия реестра турагентов с информационными системами туроператоров и турагентов, будут отнесены к полномочиям Минэкономразвития России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + семь =