Статья 807 ГК РФ является первой статьей в главе 42 Гражданского кодекса РФ, посвященной договору займа. До 1 июня 2018 г. консенсуальный характер договора был квалифицирующим признаком кредитного договора, что учитывалось судебной практикой при установлении правовой природы соглашения. С 1 июня 2018 г. не любой договор займа, а лишь реальный можно будет признать незаключенным по причине безденежности. Консенсуальный договор займа является заключенным, как и кредитный договор, с момента достижения соглашения по существенным условиям и придания договору соответствующей формы, что не связано с моментом фактической передачи денег заемщику. Исключение из общего правила составляют договоры займа, где заимодавцем является гражданин. Такой договор может носить исключительно реальный характер и считается заключенным с момента передачи суммы займа или другого предмета договора займа заемщику или указанному им лицу. Гражданин-заимодавец не несет перед заемщиком, как юридическим лицом, так и гражданином, ответственность за невыдачу займа полностью или частично, равно как и за несвоевременное предоставление займа, в отличие от юридического лица, выступающего в роли заимодавца.
Сторонами в договоре займа могут выступать как физические, так и юридические лица, а также публично-правовые образования с учетом бюджетного законодательства, например, в силу ст. 817 ГК РФ.
Круг лиц, обладающих правом предоставления заемных денежных средств, законодательно не ограничен. Законодательством не предусматривается необходимость получения юридическим лицом лицензии на осуществление деятельности по предоставлению займов. Отдельные исключения предусмотрены п. 6 ст. 807 ГК РФ, который повторяет норму п. 4 в редакции, действующей до 1 июня 2018 г. Юридические лица могут публично в качестве заемщиков заключать возмездные договоры с гражданами, только если такое право дано им специальным законом. Данная норма защищает граждан от печально известных в истории нашей финансовой системы организаций конца 90-х гг. прошлого века, таких как «МММ», «Русский дом «Селенга» и многих других.
К законам, которые предоставляют право юридическим лицам публично привлекать денежные средства граждан по договорам займа, относится Закон о микрофинансовой деятельности (подп. 4 п. 1 ст. 9).
Традиционно в предмет договора займа входят денежные средства как в наличной, так и в безналичной форме, а также вещи, определяемые родовыми признаками, ценные бумаги. Иные объекты не могут входить в предмет договора займа. Предоставление иных объектов в собственность с условием возврата предполагает заключение договора аренды или ссуды. Договор, предполагающий возврат денежного займа не деньгами, а товаром, не является договором займа. Пожертвования, разного рода финансовая помощь без условия возврата не порождают отношений из договора займа.
При передаче по договору займа вещей или ценных бумаг возврату подлежат вещи и ценные бумаги такого же вида. В том случае, если вместо вещей или ценных бумаг возврату подлежат денежные средства либо, наоборот, взамен денежных средств возвращаются вещи, определяемые родовыми признаками, или ценные бумаги, такой договор не может быть квалифицирован как договор займа. Договор о передаче взаем вещей, определенных родовыми признаками, с условием о возврате займа денежными средствами, а не такими же вещами в том же количестве квалифицируется судебной практикой как договор поставки с условием об отсрочке оплаты.
В отношении ценных бумаг как объекта, который может входить в предмет договора займа, Федеральный закон N 212 разрешил противоречие, возникшее в судебной практике: одними судебными решениями опровергалась возможность заключения договоров займа относительно ценных бумаг как объектов, обладающих индивидуально-определенными признаками <1>, другими ценные бумаги признавались вещами, определяемыми родовыми признаками, по поводу которых соответственно может быть заключен договор займа.
Пункт 2 статьи 807 Гражданского кодекса РФ указывает на иностранную валюту и валютные ценности как объекты, по поводу которых может быть заключен договор займа. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории РФ определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» или в установленном им порядке (п. 2 ст. 149 ГК). Статья 9 названного Закона запрещает валютные операции между резидентами, кроме тех, которые предусмотрены указанной статьей. В числе разрешенных договоров займа указаны договоры между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам. Договор займа между резидентами, связанный с получением и возвратом денежных средств по договору займа в валюте, противоречит валютному законодательству. При этом следует различать валюту, в которой денежное обязательство выражено (валюту долга), и валюту, в которой это денежное обязательство должно быть исполнено (валюту платежа). В договоре займа сумма займа может быть указана в иностранной валюте, условных единицах: это не влияет на действительность договора. Согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях (валюта платежа) в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах (валюта долга). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2016 г. N 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении»).
Пункт 3 статьи 807 ГК РФ повторяет положения ст. 821 ГК РФ, распространяя их на все консенсуальные договоры займа, сохраняя действие ее норм. При этом нормы п. 3 ст. 807 ГК РФ распространяются не только на денежные средства, но и на вещи, определяемые родовыми признаками, и ценные бумаги. В числе примеров обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленный заем не будет возвращен в срок, исходя из судебной практики могут быть названы, например, непредставление отчетности, иных предусмотренных требованиями заимодавца документов, предоставление неполной информации, значительное снижение доходов заемщика, нецелевое использование заемных средств.
Положение абз. 2 п. 3 комментируемой статьи повторяет положение п. 2 ст. 821 ГК РФ применительно к консенсуальному договору займа, конкретизируя также ситуацию, когда в договоре срок отказа от получения займа не установлен.
Кроме того, законом, иными правовыми актами могут быть предусмотрены, например, отказ от договора после его заключения и досрочный возврат всей суммы потребительского займа без предварительного уведомления кредитора в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о потребительском кредите. Может быть предусмотрен и запрет на отказ от получения займа по консенсуальному договору в соответствии с договором займа при условии, что заемщиком по нему является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.
Установление в кредитном договоре штрафа за отказ заемщика-гражданина от получения кредита противоречит законодательству о защите прав потребителей, что подтверждено и судебной практикой (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 сентября 2011 г. N 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»).
Пункт 4 статьи 807 ГК РФ предусмотрен взамен нормы ст. 816 ГК РФ, утратившей силу с 1 июня 2018 г., относительно заключения договора займа путем выпуска и продажи облигаций. Необходимости в определении облигации в ГК РФ нет, поскольку такое определение содержится в ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг), согласно которому облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт. При этом можно также выделить государственные, муниципальные облигации и облигации юридических лиц.
Порядок эмиссии государственных и муниципальных облигаций определяется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», согласно ст. 2 которого эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Федерации. При этом государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
Облигации могут быть именными и предъявительскими (бездокументарные — только именными); свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения; с обеспечением (залоговым или иным) либо без такового; с единовременным сроком погашения и с погашением по сериям в определенные сроки, с фиксированной или плавающей купонной ставкой; обычными и конвертируемыми, т.е. трансформируемыми в акции. По субъектному составу Закон о рынке ценных бумаг выделяет облигации Банка России (ст. 27.5.1) и биржевые облигации (ст. 27.5.2).
В Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» определены облигации с ипотечным покрытием как облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия, и жилищные облигации с ипотечным покрытием как облигации с ипотечным покрытием, в состав которого входят только права требования, обеспеченные залогом жилых помещений.
Пункт 5 статьи 807 ГК РФ закрепляет в ГК РФ уже сложившуюся судебную практику — возможность передачи предмета договора займа заимодавцем третьему лицу, не являющемуся заемщиком по договору, но указанному заемщиком. Третье лицо должно быть указано непосредственно заемщиком или его представителем, а при передаче третьему лицу денежных средств необходимо в подтверждающих документах сделать ссылку на договор займа. Следует также обратить внимание в судебной практике на то, что перечисление безналичных денежных средств указанному заемщиком третьему лицу признается надлежащей передачей объекта займа даже при отсутствии в платежных документах ссылки на договор займа, если назначение платежа совпадает с целью займа, указанной в договоре.
Пункт 7 статьи 807 ГК РФ (до 1 июня 2018 г. — п. 3 ст. 807 ГК) введен в Кодекс Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О потребительском кредите (займе)». Данная норма означает, что если другие федеральные законы распространяются на возмездные договоры займа, где заемщиком выступает гражданин и цели займа не связаны с предпринимательской деятельностью, то нормы ГК РФ применяются, если иное не установлено специальным законом. Иными словами, в Кодексе закреплен приоритет специальных законов над ГК РФ. К таким законодательным актам относятся Федеральные законы «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О потребительском кредите (займе)», а также от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
В числе особенностей указанных сделок порядок заключения договора займа, информация, предоставляемая гражданину при заключении договора, условия договора займа, в том числе ограничения по размеру процентов для микрофинансовых организаций, порядок возврата долга и др. Так, например, согласно п. 2 ст. 810 ГК РФ сумма займа, предоставленного под проценты заемщику-гражданину для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, может быть возвращена заемщиком-гражданином досрочно полностью или по частям при условии уведомления об этом заимодавца не менее чем за 30 дней до дня такого возврата. Договором займа может быть установлен более короткий срок уведомления заимодавца о намерении заемщика возвратить денежные средства досрочно. В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о потребительском кредите заемщик в течение 14 календарных дней с даты получения потребительского кредита (займа) имеет право досрочно вернуть всю сумму потребительского кредита (займа) без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования. Таким образом, если с момента получения потребительского займа (кредита) не прошло 14 дней, сумма займа может быть возвращена без предварительного уведомления кредитора.