Как отличить добросовестное поведение контрагента от недобросовестного.
Проанализируйте собственные действия и действия вашего контрагента, опираясь на признаки добросовестного поведения и примеры недобросовестного. Вы можете их обнаружить в нормах и в судебной практике. При этом можно воспользоваться определенным алгоритмом, чтобы определить, является ли конкретное поведение добросовестным.
Признаки добросовестного поведения
Признаками добросовестного поведения могут быть такие действия лица, когда оно:
- учитывает права и законные интересы другой стороны. Например, лизингодатель должен учитывать правомерные ожидания лизингополучателя по приобретению права собственности на предмет лизинга в будущем (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 17);
- содействует другой стороне, помогает ей получить необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ);
- активно пытается предотвратить причинение вреда другой стороне;
- предупреждает контрагента, который не является профессиональным участником правоотношений, о необходимости дополнительных действий, прямо не предусмотренных договором, но влияющих на качество результата.
Этот перечень неполный, могут быть и другие признаки добросовестности.
Обратите внимание, что при оценке действий как добросовестных исходить нужно из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота (см. Позицию КС РФ, ВС РФ).
Примеры недобросовестного поведения
Чаще всего недобросовестное поведение выражается в злоупотреблении правом, когда кто-то выполняет свои обязанности, реализует или защищает свои права во вред вам (п. 1 ст. 10 ГК РФ), например:
- включает в договор явно обременительные условия (см. Позицию судов);
- заключает сделку по отчуждению имущества с тем только, чтобы избежать обращения взыскания на него (см. Позицию судов);
- пытается обойти закон. Например, организация подала иск о заключении договора аренды заложенного имущества, чтобы обойти требования Закона об ипотеке (см. Позицию ВАС РФ).
Как определить, является ли конкретное поведение добросовестным
Воспользуйтесь следующим алгоритмом:
1) выясните, упоминает ли закон о добросовестном поведении в подобных случаях. Если да, то вы можете использовать конкретную норму. Например, добросовестный залогодержатель описан в п. 2 ст. 335 ГК РФ. Есть и другие примеры норм;
2) если подходящей нормы нет, можно проверить судебную практику, возможно, ваша ситуация частая и по ней сформировался подход. В первую очередь обратите внимание на практику высших судов;
3) если нет практики, придется подобрать совокупность фактов в вашей ситуации и оценить связь между ними, которая подтвердит добросовестность или недобросовестность поведения.
Например, можно оценить, было ли в поведении другой стороны следующее:
- скрывал ли от вас контрагент или участник переговоров какую-то информацию, которая могла повлиять, например, на ваше решение отказаться от сделки;
- воспользовался ли контрагент вашим непрофессионализмом в какой-то сфере (например, технической или финансовой).
Хорошо, если связь между фактами будет очевидна не только вам, но и любому разумному участнику оборота. Например, очевидно, что директор пользуется личным доверием единственного участника хозяйственного общества. Поэтому, если директор заключил сделку, а участник ее оспаривает и заявляет, что не давал на нее согласие, поведение участника может быть признано недобросовестным (см. Позицию ВС РФ).
В любом случае решение вопроса о добросовестности зависит от особенностей конкретной ситуации и усмотрения суда.