Законопроект «О внесении изменений в ст. ст. 101 и 119 ТК РФ в части ограничения использования ненормированного рабочего дня»

В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в ст. ст. 101 и 119 ТК РФ в части ограничения использования ненормированного рабочего дня».  Указанный законопроект разработан в целях законодательного закрепления правил применения ненормированного рабочего дня и исключения необоснованного использования этого режима рабочего времени работодателями в ущерб законным правам и интересам работников.

В соответствии со ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. При этом переработка не считается сверхурочной работой и не подлежит оплате в повышенном размере.

В качестве компенсации за работу с ненормированным рабочим днем ст. 119 ТК РФ предусматривает предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, однако «необходимость» и «эпизодичность» являются оценочными категориями, причем как законодательство, так и руководящая судебная практика не дают даже приблизительных ориентиров. Это позволяет вуалировать под этот режим фактически сверхурочную работу, предполагающую, во-первых, повышенную оплату или предоставление дополнительного времени отдыха, а во-вторых, существенные ограничения усмотрения работодателя в части возможности привлечения к сверхурочным работам и их продолжительности.

На практике в большинстве организаций такой режим устанавливается фактически поголовно всем сотрудникам. Также действующее законодательство не устанавливает никакой связи между фактически отработанным временем за пределами рабочего дня и продолжительностью предоставляемого за это работнику дополнительного отпуска.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту «О внесении изменений в ст. ст. 101 и 119 ТК РФ в части ограничения использования ненормированного рабочего дня» действующее законодательство о ненормированном рабочем дне не способствует защите законных прав и интересов работников. В частности, конституционного права на отдых, на установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Массовое и без справедливых законодательных ограничений использование ненормированного рабочего дня можно признать нарушением международных трудовых норм: нормы п. 1 ст. 2 Европейской социальной хартии и нормы п. 16 Рекомендации Международной организации труда о сокращении продолжительности рабочего времени.

Помимо упомянутых проблем, на практике существуют еще и другие проблемы применения ненормированного рабочего дня которые позволит урегулировать изменения в статьи  101 и 119 ТК РФ.