В Госдуму РФ поступил проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны».
Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны» направлен на эффективную реализацию положений Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также на совершенствование системы государственного контроля (Надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее — СРО). Законопроект призван восполнить правовой пробел в части привлечения к ответственности за законные действия СРО по размещению средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) в кредитных организациях, у которых впоследствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Закона СРО обязана в срок до 1 сентября 2017 года разместить в полном объеме средства компенсационного фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 3.3 Закона установлена ответственность СРО за не размещение или размещение, но не в полном объеме, средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) в виде исключения некоммерческой организации, имеющей статус СРО, из государственного реестра СРО.
Действие указанной нормы вызвало отрицательную реакцию строительной отрасли, находящейся в прямой зависимости от института саморегулирования.
В результате фактически все деньги компенсационных фондов СРО должны быть размещены на специальных счетах уполномоченных банков.
Однако массовые отзывы лицензий Центральным банком Российской Федерации у кредитных финансовых организаций поставили под угрозу дееспособность саморегулируемых организаций.
В случае отзыва лицензия у банка, в котором размещались средства компенсационного фонда, и банк признается несостоятельным, эти средства не возвращаются саморегулируемой организации, т.к. приравниваются к другим кредиторам банка — юридическим лицам, расчеты с которыми производятся в последнюю, третью очередь.
Как показывает практика, до расчетов с кредиторами третьей очереди, как правило, дело не доходит по причине недостаточности у банка средств.
СРО не имеет возможности распоряжаться данными денежными средства, но и признать их утраченными и начать процедуру восполнения также не имеет права.
Таким образом, главной проблемой стало отсутствие законодательного механизма восполнения компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО в случае его полной или частичной утраты в банках, у которых была отозвана лицензия, до окончания процедуры банкротства.
В этих условиях большинство СРО, у которых частично размещен компенсационный фонд (компенсационных фондов) в кредитной организации, у которой была отозвана лицензия, стали заложниками ситуации, не урегулированной действующим законодательством.
Общий порядок восполнения компенсационного фонда, предусмотренный статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применим в данной ситуации, так как восполнение допускается только при утрате средств компенсационного фонда.
Говорить об утрате средств компенсационного фонда в кредитной организации, у которой была отозвана лицензия, можно только после окончания процедуры банкротства. Однако банкротство кредитной организации зачастую длится годами, а Закон предусматривает обязанность для всех СРО зачислить все средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) в полном объеме до 1 сентября 2017 года.
Никаких исключений действующее законодательство не содержит, а напротив, устанавливает за неисполнение санкцию — в виде исключения СРО из государственного реестра СРО.
Новая редакция статьи 3.3 Закона и существующий в ней законодательный пробел уже позволили за год исключить из государственного реестра более 70 СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и строительство, чьи средства оказались «заморожены» в банках, несмотря на то, что у большинства СРО хватало средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на действующих членов СРО.
Все СРО были исключены в упрощенном внесудебном порядке.
В результате, члены исключенных СРО, а именно более пятнадцати тысяч строительных и проектировочных организаций остались без права на выполнение работ и были вынуждены вступать в другие СРО. Таким образом, одновременно с лишением статуса СРО прекращается и членство ее членов в ней, а, следовательно, и право на выполнение соответствующих видов работ.
Ситуация равнозначна потери возможности работать. Такие строители попали в «группу риска» и стали наиболее уязвимыми участниками рынка. Не нужно объяснять насколько серьезная конкуренция и соперничество внутри строительной отрасли, и насколько остро на практике стоит вопрос о получении оплаты за выполненные работы.
И, совершенно закономерно, что эту «уязвимость» активно используют конкуренты и сами заказчики.
Только в 2018 году поступило более одной тысячи заявлений от строителей, где они указывают на то, что именно на основании прекратившегося членства в СРО, с ними были расторгнуты договоры или прекращено финансирование с предложением обращаться в суд. Прямые и косвенные потери участников строительного бизнеса составляют миллиарды рублей.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить часть 10 статьи 3.3 Закона единственным исключительным обстоятельством, позволяющим в установленные сроки не размещать на специальном банковском счете в полном объеме средств компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в связи с отзывом до 1 ноября 2016 года у кредитной организации, в которой были размещены такие средства или их часть, лицензии на осуществление банковских операций.
Изменения, предлагаемые в Закон, направлены на устранение проблем применения правовой нормы, изложенной в ее действующей редакции, а также исключению привлечения СРО к ответственности (исключение СРО из государственного реестра СРО) за добросовестные законные действия по размещению средств компенсационного фонда в кредитной организации, у которой в последствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.