Изменения в Уголовном кодексе РФ

В Государственную Думу РФ поступил законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Как следует из пояснительной записки проект федерального закона направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части совершенствования государственной политики в области безопасности дорожного движения. В пункте 8 данного нормативного правового акта определяется задача по снижению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего 4 человек на 100 тысяч населения, а к 2030 году — к приблизительно нулевому уровню. Эту задачу в числе иных мер предлагается реализовать посредством ужесточения ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году уровень смертности от ДТП в России составил 17,4 человека на 100 тысяч населения, а 2018 году уже 18 человек на 100 тысяч населения. Для сравнения, в Германии, Испании и Японии этот индекс был равен 4,1, в Швейцарии и Норвегии 2,7, в Финляндии 4,7, во Франции 5,5.

Вместе с тем, несмотря на поставленные задачи и предпринимаемые меры, в корне изменить ситуацию не удается. В 2018 году сохранилась негативная тенденция к росту количества ДТП со смертельным исходом.

В 2017 году в России в ДТП погибло 15 891 человек, из них 8 594 в результате ДТП, квалифицируемых по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Из них 4 336 человек погибло по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. В 2018 году всего от ДТП погибло 18 214 человек, из них 8935 в ДТП, квалифицируемых по статье 264 УК РФ, из которых 4 645 человек погибло по вине пьяных водителей.

Таким образом, за предшествующие два года смертность на дорогах по вине нетрезвых водителей составила примерно 30% от всех ДТП со смертельным исходом и около половины от преступных нарушений ПДД, повлекших лишение жизни человека.

Значительным остается и число пострадавших, получивших ранения по вине лиц, находившихся в состоянии опьянения, — 22 360 человек в 2018 году.

Анализ статистических данных также свидетельствует и о том, что значительное количество лиц, привлечённых к уголовной и административной ответственности за ДТП в состоянии опьянения, вновь садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения.

Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, по статье 264.1 УК РФ (повторное управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и подвергнутым ранее административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ) в 2016 году осуждено более 75 тысяч человек, в 2017 — более 72 тысяч, а в первом полугодии 2018 года — более 31 тысячи.

Приведенные показатели свидетельствуют о недостаточной эффективности превентивного воздействия уголовного закона в части наказания за преступные нарушения Правил дорожного движения в состоянии опьянения (части 2, 4, 6 статьи 264 УК РФ).

Так, в первом полугодии 2018 года из 677 человек по части 2 статьи 264 УК РФ 423 подсудимых, то есть 65%, осуждены условно. В 2017 году из 1 401 условное осуждение применено к 876 лицам (62,5%).

Из осужденных, которым определено наказание в виде лишения свободы, в первом полугодии 2018 года 87 лицам назначено до 1 года лишения свободы, 131 человеку — от 1 до 2 лет, 17 лицам — от 2 до 3 лет. Свыше 3 лет наказание по части 2 статьи 264 УК РФ не назначалось.

В первом полугодии 2018 года из 468 человек по части 4 статьи 264 УК РФ осуждено условно 65 или 13,8%. В 2017 году осуждено 1 048 лиц, из которых 166 (15%) условно.

При том, что единственным и безальтернативным наказанием по части 4 статьи 264 УК РФ является лишение свободы на срок от двух до семи лет, к наказанию до 1 года лишения свободы приговорены 7 человек в 2017 году и 9 в первом полугодии 2018 года. Наказание от 1 года до 2 лет в 2017 году назначено 132 лицам, а в первом полугодии 2018 года 63. Таким образом, в среднем 15% осужденных по части 4 статьи 264 УК РФ приговаривались к наказанию ниже нижнего порога санкции.

Даже по части 6 статьи 264 УК РФ, предусматривающей особо тяжкие последствия в виде смерти двух или более лиц и наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до девяти лет, из 59 лиц, осужденных в первом полугодии 2018 года, 1 человек осужден условно, 2 лица — к наказанию от 2 до 3 лет и 35 — от 3 до 5 лет. В 2017 году по данной части статьи 264 УК РФ осуждено 152 человека, из которых 4 условно, еще 4 лица — к наказанию от 1 до 2 лет, 6 человек — от 2 до 3 лет и 83 лица — от 3 до 5 лет лишения свободы. Таким образом, более 62% осужденным по части 6 статьи 264 УК РФ назначается наказание ниже низшего предела санкции или минимально возможного.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что закон не ориентирует водителей транспортных средств, а также правоприменительные органы на реальный уровень общественной опасности обозначенных преступлений, что негативно отражается на степени превентивного воздействия уголовного закона и способствует росту количества ДТП в состоянии опьянения и уровню смертности в результате их совершения.

В целях соотнесения уголовно-правовых санкций с реальной степенью общественной опасности указанных деяний проект закона предусматривает увеличение наказания за преступления, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ.

Кроме того, законопроектом предполагается совершенствовать и статью 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена).

В действующей редакции данной статьи обязательным признаком субъекта рассматриваемого преступления является лицо, обязанное исполнять в силу выполняемой работы или занимаемой должности правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. Между тем, под эти признаки не подпадают лица, которые в частном порядке владеют и (или) управляют легкими (сверхлегкими) воздушными судами или маломерными водными судами. Проект закона устраняет этот пробел и вводит указанных лиц в субъектный состав данного преступления.

Также статья 263 УК РФ приводится в соответствие со структурой статьи 264 УК РФ, поскольку они регламентируют схожие по своей уголовно-правовой природе деяния.

Анализ данных судебной статистики свидетельствует, что в сфере применения статьи 263 УК РФ имеются проблемы, аналогичные тем, которые характерны для статьи 264 УК РФ.

Так, в 2017 году по статье 263 УК РФ осуждено 22 человека, из которых к лишению свободы приговорено 3 человека, из них 1 человек сроком до 1 года, 2 лица — от 2 до 3 лет. В 2018 году из 13 осуждённых всего двоим назначено лишение свободы, при этом одному человеку назначено наказание до 1 года лишения свободы, одному — от 3 до 5 лет.

Принимая во внимание размер предлагаемых к изменению санкций статей 263 и 264 УК РФ, ответствующие корректировки вносятся и в статью 15 УК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

12 + 9 =