Законопроект о включении статьи 159.7 «Мошенничество, связанное с нарушением технических регламентов» в УК РФ

В Госдуму РФ поступил законопроект в включении в УК РФ статьи 159.7 «Мошенничество, связанное с нарушением технических регламентов».

Законопроект о включении статьи 159.7 в УК РФ направлен на введение уголовной ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка.

Как следует из пояснительной записки к указанному законопроекту в настоящее время основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Указанные требования установлены техническими регламентами Таможенного союза, а также межгосударственными стандартами (ГОСТ).

Целями принятия технических регламентов являются, в том числе, защита жизни и (или) здоровья человека, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), защита окружающей среды.

Нарушения указанных выше требований могут происходить по следующим двум основным причинам:

— объективное нарушение технологических процессов, повлекшее за собой несоблюдение установленных законодателем требований;

— умышленное нарушение технологических процессов, технических регламентов, государственных стандартов с целью извлечения необоснованной коммерческой выгоды.

В качестве наглядного примера можно привести нарушения при соблюдении межгосударственного стандарта «ГОСТ 32261-2013. Масло сливочное. Технические условия» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N2134-CT). Пункт 5.1.7 указанного стандарта говорит о том, что «жировая фаза масла должна содержать только молочный жир коровьего молока». В соответствии с Таблицей 3 стандарта, масло традиционное должно содержать массовую долю жира не менее 82,5.

Консультация адвоката по арбитражным делам

Таким образом, при нарушении технологических процессов, обязательных требований при производстве сливочного масла, маркированного как «традиционное», массовая доля жира может быть меньше, что само по себе является составом административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.43. КоАП РФ. Однако в случае частичного или полного замещения молочного жира растительным при производстве масла сливочного имеет место умышленное нарушение технологии и введение в заблуждение потребителя с целью сокращения издержек и хищения у него денежных средств.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» установлено, что обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Таким образом, в данном случае умышленное нарушение обязательных требований при производстве с последующим обманом потребителя, на наш взгляд, образует состав хищения. Между тем содержание и санкции, установленные статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствуют рискам причинения вреда имуществу физических лиц, государственным интересам.

Таким образом, принимая во внимание общественную опасность указанных деяний, полагаем необходимым ввести уголовную ответственность за нарушение технических регламентов.

В целях устранения указанных пробелов правового регулирования законопроектом предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации статью 159.7 «Мошенничество, связанное с нарушением технических регламентов», т.е. хищение денежных средств производителем путем представления покупателю заведомо ложных и (или) недостоверных сведений относительно соответствия продукции обязательным требованиям с целью получения необоснованной коммерческой выгоды в особо крупном размере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =