Установлен обязательный административный надзор за лицами, освобождающимися или уже освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.
29 мая 2017 года Президент России подписал Федеральный закон о внесении изменений в рад законодательных актов, касающихся обязательного административного надзора. Указанным законом вводится обязательный административный надзор за лицами, освобождающимися или уже освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.
В дополнение к указанному, под обязательный административный надзор попадут лица, осужденные за преступления, которые сопряжены с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, государственного или общественного деятеля, судьи, следователя, а также те, кто совершил преступление в период нахождения под административным надзором и был осужден к лишению свободы.
Также обязательный административный надзор будет устанавливаться за лицами, имеющими судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, преступление при рецидиве или умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего, если в течение одного года они будут дважды замечены в управлении транспортным средством в состоянии опьянения.
Принятым законом также уточнен состав ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. В соответствии с утвержденными поправками лицам, не имеющим постоянного места жительства или пребывания, а также имеющим судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, будет запрещено выезжать за установленные судом пределы территории.

Кроме указанных нововведений уточнены основания прекращения административного надзора за лицами, совершившими преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдающими педофилией и урегулирована процедура установления административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и не имеющих постоянного места жительства или пребывания.
Федеральный закон принят Государственной Думой РФ 17 мая 2017 года и одобрен Советом Федерации РФ 24 мая 2017 года.
Важное законодательное решение направлено на усиление контроля за особо опасными категориями освобожденных из мест лишения свободы. Закон существенно расширяет круг лиц, подлежащих обязательному административному надзору, что является обоснованной мерой в сфере общественной безопасности.
Ключевые нововведения касаются:
Установления надзора за лицами, осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности
Расширения перечня преступлений, при которых устанавливается надзор
Уточнения ограничений для лиц без постоянного места жительства
Специальных мер в отношении лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Социальный аспект закона заслуживает особого внимания. Введение обязательного надзора за лицами, представляющими повышенную опасность для общества, является необходимой мерой профилактики повторных преступлений. Особенно важно усиление контроля за лицами, совершающими преступления против несовершеннолетних.
Практическое значение закона заключается в:
Повышении эффективности контроля за потенциально опасными лицами
Устранении правовых пробелов в системе административного надзора
Создании дополнительных механизмов защиты общества
Усилении ответственности за особо тяжкие преступления
Проблемные моменты могут возникнуть в части реализации надзора за лицами без постоянного места жительства, что потребует дополнительных организационных мер со стороны правоохранительных органов.
В целом, закон представляет собой важный шаг в направлении усиления общественной безопасности и защиты граждан от потенциально опасных лиц. При этом необходимо обеспечить надлежащий контроль за соблюдением прав лиц, находящихся под административным надзором, и исключить возможность злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
Перспективы реализации закона зависят от эффективности организации работы органов внутренних дел и других структур, ответственных за осуществление административного надзора. Важно обеспечить баланс между необходимостью контроля и соблюдением прав граждан.