Статья 8 УПК РФ провозглашает один из базовых принципов российского уголовного судопроизводства – осуществление правосудия только судом. Этот принцип отражает идею о том, что только судебная власть имеет право разрешать споры о виновности или невиновности лица, а также назначать и исполнять меры уголовного наказания. Рассмотрим его содержание, значение и практические последствия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ ТОЛЬКО СУДОМ»
1. ФОРМУЛИРОВКА НОРМЫ
• «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» – кратко и ёмко звучит ст. 8 УПК РФ.
• Это значит, что никакие другие органы или должностные лица не вправе принять решение о применении уголовной ответственности или лишении свободы.
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
• Нормативный принцип – закреплён в самом начале кодекса вместе с иными фундаментальными основаниями уголовного судопроизводства.
• Отражает идею монополии судебной власти на осуществление правосудия, соответствует конституционной модели разделения властей.
ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ПРИНЦИПА
1. ГАРАНТ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ
• Предотвращение самосуда, злоупотреблений и произвола со стороны государства.
• Установление чётких процедур, обеспечивающих соблюдение прав участников процесса и независимость судебных решений.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
• Судья должен принимать решения, опираясь только на закон и доказательства, исключая внешнее давление.
• Исключается возможность внесудебного воздействия на исход дела.
3. ПОВЫШЕНИЕ ДОВЕРИЯ К ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
• Граждане уверены, что их права и свободы защищает независимый и беспристрастный орган.
• Создаётся единый, понятный для всех механизм разрешения уголовных споров.

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ
1. ВНЕПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ САНКЦИИ
• Никакие правоохранительные или административные органы не могут назначать уголовное наказание до судебного приговора.
• Запрещены любые формы задержания и лишения свободы, не предусмотренные УПК (за исключением ст. 91—92 УПК РФ относительно экстренных ситуаций).
2. САМОЗАЩИТА И САМОСУД
• Принцип воспрепятствует обычаю «решать вопросы» насильственными или внеправовыми средствами.
• Не допускается привлечение граждан к исполнению карательных функций против подозреваемых или обвиняемых.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
1. РОЛЬ СЛЕДСТВИЯ И ПРОКУРАТУРЫ
• Следственные органы и органы дознания собирают доказательства, устанавливают обстоятельства уголовного дела, но не вправе выносить обвинительный приговор.
• Прокуратура осуществляет надзор за законностью процесса и поддерживает обвинение в суде.
2. СУДЕБНАЯ СТАДИЯ
• Только суд первой инстанции имеет полномочия на уголовное преследование:
– проведение судебных прений;
– вынесение вердикта о виновности или невиновности;
– назначение наказания.
• Апелляционные и кассационные инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, но также не вправе самостоятельно расследовать дело.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОСТИ И ГЛАСНОСТИ
• Открытость судебного заседания способствует контролю общества и СМИ за соблюдением процессуальных норм.
• Исключения (закрытые заседания) возможны лишь в целях защиты личности или государственного интереса.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
1. ПРЕСЕЧЕНИЕ ВНЕСУДЕБНОГО ДАВЛЕНИЯ
• На практике иногда отмечаются случаи давления на судей со стороны органов власти или криминальных структур.
• Необходимы механизмы оперативного реагирования: создание служб внутренней безопасности, усиление ответственности за нарушения.
2. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СУДОВ
• Недостаток кабинетов и технических средств снижает эффективность открытых судебных слушаний.
• Вложения в видеоконференцсвязь, цифровые протоколы и доступ к электронным делам помогут ускорить рассмотрение дел.
3. ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ
• Регулярные семинары и тренинги для следователей, прокуроров, адвокатов и судей по соблюдению принципа «правосудие только судом».
• Объяснение гражданам их процессуальных прав и обязанностей, что снизит искушение к самосуду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принцип осуществления правосудия исключительно судом, закреплённый в статье 8 УПК РФ, является краеугольным камнем уголовного процесса и гарантом правового государства. Его соблюдение обеспечивает независимость суда, защиту прав участников процесса и общественный контроль за выполнением законов. Несмотря на существующие проблемы, усиление институциональной независимости судебной власти, развитие материально-технической базы и повышение правовой грамотности помогут более полно реализовать этот принцип на практике и укрепить доверие общества к правосудию.