Статья 11 Арбитражно-процессуального кодекса РФ раскрывает содержание такого важнейшего принципа правосудия, как гласность, согласно которому разбирательство дел в суде является по общему правилу открытым.
Гласный характер арбитражного процесса раскрывается в нормах АПК РФ, предоставляющих участвующим в деле лицам право присутствовать во всех судебных заседаниях (ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 153), при совершении отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 83, ч. 1 ст. 159), при исследовании судом всех видов доказательств (ч. 2 ст. 78, ч. 2 ст. 79, ч. 2 ст. 81, п. 3 ст. 86, ч. 3 ст. 88, ч. 3 ст. 89), быть ознакомленными с материалами дела и получать копии процессуальных бумаг, право знакомиться с особым мнением судьи по делу (ч. 1 ст. 41). С этими правами корреспондирует обязанность суда направлять участвующим в деле лицам копии всех судебных актов, принимаемых в процессе рассмотрения дела (ст. 122).
Также открытость судебного разбирательства предполагает, что заседания суда может посещать любое лицо, а суд, в свою очередь, не имеет права препятствовать ему в этом. Какие-либо исключения могут быть установлены только законом. Как следует из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61, в открытом судебном заседании вправе присутствовать любой гражданин, в том числе представитель средства массовой информации. При этом арбитражным судам следует учитывать, что при отсутствии оснований для осуществления разбирательства дела в закрытом судебном заседании арбитражный суд не вправе отказать в допуске в судебное заседание желающим присутствовать в нем гражданам, в том числе по причине недостаточной вместимости зала судебного заседания. В этих случаях в суде может быть организована возможность ознакомления таких лиц с ходом судебного разбирательства, например, посредством трансляции судебного заседания. О присутствии в судебном заседании публики судья, председательствующий в судебном заседании, объявляет в судебном заседании. Граждане, в том числе представители средств массовой информации, вправе присутствовать в предварительном судебном заседании, а также пользоваться при этом правами, предусмотренными ч. 7 ст. 11 АПК РФ, при отсутствии оснований для осуществления разбирательства дела в закрытом судебном заседании.
Положения, закрепленные в ч. ч. 2 — 3 ст. 11 АПК РФ, содержат ограничение принципа гласности, обусловленное публичными интересами, а именно недопущением разглашения сведений, составляющих ту или иную разновидность тайны. АПК РФ связывает режим закрытого судебного заседания с одной из двух причин:
— если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны;
— если лицо, участвующее в деле, обратилось в суд с мотивированным ходатайством. В последнем случае лицо обязательно должно сослаться на необходимость сохранения охраняемой законом тайны.
Таким образом, законодатель различает ситуации, когда принцип гласности ограничивается императивно и когда он может быть ограничен определением суда в связи с доводами, представленными заявителем. Такое различие связано с разницей правовых режимов государственной и иной охраняемой законом тайны. В первом случае предполагается, что суд как орган государственной власти во всех случаях знает, есть ли вероятность разглашения тайны, во втором — что стороны и иные лица, участвующие в судебном разбирательстве, более компетентны, поскольку подобного рода информация затрагивает прежде всего их частные интересы.
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области (например, о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ);
2) сведения в области экономики, науки и техники (например, о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники и пр.);
3) сведения в области внешней политики и экономики (например, о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, и пр.);
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, и т.д.
Важно иметь в виду, что отсутствие у лиц, участвующих в деле, их представителей, а также экспертов, специалистов, свидетелей и переводчиков в случаях их участия в рассмотрении дела допуска к государственной тайне, оформленного в соответствии с законом, не является основанием для их отстранения от участия в рассмотрении дела.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ со ссылкой на ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и правовую позицию Конституционного Суда РФ, данную в Определении от 10.11.2002 N 293-О, судья обязан предупредить участников арбитражного процесса об уголовной ответственности за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, о чем у них отбирается соответствующая расписка (обязательство), копия которой приобщается к материалам дела.
Разбирательство дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением государственной тайны должно осуществляться в специально оборудованном помещении.
Что касается иных видов тайны, то для каждой из них определен свой правовой режим в соответствии с тем или иным федеральным законом. Так, под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом к информации, составляющей коммерческую тайну, относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
Под банковской тайной понимается информация об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации (ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности») и т.д.
Высший Арбитражный Суд РФ отметил, что судья, рассматривающий дело, не вправе по собственной инициативе решать вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны. При этом судья вправе обратить внимание участвующих в деле лиц на возможное наличие в материалах дела информации, которая может быть отнесена к охраняемой законом тайне, и разъяснить им право подать соответствующее ходатайство, а также последствия разрешения такого ходатайства.
Ходатайства о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны могут быть поданы лицами, участвующими в деле, как до открытия судебного заседания (в том числе при подаче искового заявления (заявления), жалобы, в предварительном судебном заседании), так и непосредственно в судебном заседании, в том числе одновременно с заявлением ходатайства о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела. Подача такого ходатайства иным участником арбитражного процесса исходя из ч. 2 ст. 11 АПК РФ не допускается (см. п. п. 17 — 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61).
Часть 4 статьи 11 АПК РФ обращает внимание на то, что закрытым может быть как все судебное разбирательство, так и его часть, поскольку вероятность разглашения охраняемой законом тайны может существовать лишь в ходе осуществления отдельного процессуального действия (например, при заслушивании показаний именно одного, конкретного свидетеля).
Как следует из частей 5 — 7 статьи 11 АПК РФ, режим закрытого судебного заседания предполагает ограничение возможности лиц по присутствию в нем. К участию допускаются лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях — эксперты, специалисты, свидетели и переводчики. Участие иных субъектов не предполагается. Кроме того, не допускается использование системы видеоконференц-связи, что вполне обоснованно, поскольку в этом случае вне области контроля суда лежит распространение информации, подпадающей под режим охраны. Однако, как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ, в случаях, когда при рассмотрении дела используются системы видеоконференц-связи и арбитражный суд переходит к рассмотрению дела в закрытом судебном заседании в связи с сохранением коммерческой или иной охраняемой законом тайны, суд вправе продолжить использование систем видеоконференц-связи, если при этом обеспечивается сохранность соответствующих сведений и отсутствуют возражения относительно использования систем видеоконференц-связи со стороны участвующих в деле лиц — обладателей таких сведений (см. п. 22.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61).
Как следует из части 7 статьи 11 АПК РФ, режим открытого судебного заседания предполагает возможность фиксировать ход процесса. Законодателем предусмотрено два правовых режима:
— если фиксация осуществляется в письменном виде или с помощью средств звукозаписи, такие действия разрешения суда и уведомления иных участников судебного разбирательства не требуют;
— если фиксация осуществляется посредством кино- и фотосъемки, видеозаписи, трансляции судебного заседания арбитражного суда по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, то такие действия могут быть совершены только с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании.
Как следует из ч. 8 ст. 11 АПК РФ, все судебные акты объявляются арбитражным судом публично. Буквальное толкование этой нормы позволило бы считать, что она действует вне зависимости от того, в открытом или закрытом режиме проводилось судебное разбирательство, но в этом случае режим охраняемой законом тайны оказался бы под угрозой нарушения. Поэтому в том случае, если судебный акт, которым окончено рассмотрение дела, содержит сведения, на которые распространяется режим тайны (государственной, коммерческой, налоговой и т.д.), объявление такого акта должно осуществляться в закрытом судебном заседании, о чем говорит и п. 26.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61.
Помимо объявления судебного акта непосредственно после его вынесения закон также предусматривает размещение некоторых сведений, полученных в ходе судопроизводства в арбитражных судах, в сети Интернет, что предполагает доступ к ней со стороны неограниченного количества пользователей в течение неопределенно долгого времени. В силу требований ст. 14 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в сети Интернет должна размещаться информация, связанная с рассмотрением дел в суде, а именно:
— требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд;
— сведения о размере и порядке уплаты государственной пошлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде;
— сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства);
— тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов — сведения об источниках их опубликования и т.д.
Также установлено, что тексты судебных актов размещаются в сети Интернет после их принятия. В полном объеме размещаются тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию (таковы, в частности, вступившие в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, согласно ст. 196 АПК РФ). Иные судебные акты могут публиковаться в сети Интернет с сокращениями. АПК РФ предписано, что при размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов. Кроме того, не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам, затрагивающим безопасность государства, о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния и пр.