В государственную Думу РФ внесен законопроект об уточнении ответственности за невыполнение обязанностей в связи с дорожным-транспортным происшествием.
Как следует из пояснительной записки «В соответствии с Правилами дорожного движения водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных животных, верховых животных или стадо, а транспортным средством — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленное на нем.
Но в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ под транспортным средством следует понимать только отдельные категории транспортных средств, а именно: автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 см или максимальной мощностью более 4 киловатт, а также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
В статье 12.27 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей в связи с дорожным-транспортным происшествием» установлена ответственность за нарушение Правил дорожного движения водителем без уточнения, что он является водителем транспортного средства. На практике это порождает случаи, приводящие к конкуренции норм указанной статьи 12.27 КоАП РФ и статей 12.29 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения» и 12.30 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств или причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».
Например, подобный случай произошел в Санкт-Петербурге, когда велосипедист сбил человека с последующим покиданием места дорожно-транспортного происшествия, а в дальнейшем сотрудники полиции попытались применить к нему статью 12.27 КоАП РФ на том основании, что в ней идет речь о водителях без указания, что это водитель транспортного средства, хотя в данном случае должна была быть применена статья 12.29 либо статья 12.30 КоАП РФ.
С целью исключения данной практики законопроектом предлагается внести изменения в части 1, 2 и 3 статьи 12.27 КоАП РФ, уточняющие, что не выполняются требования Правил дорожного движения водителем транспортного средства, то есть автомототранспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 см или максимальной мощностью более 4 киловатт, а также трактора, самоходной дорожно-строительной и иной самоходной машины, транспортного средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
При принятии указанного законопроекта статья 12.27 КоАП РФ может быть применена только к водителям транспортного средства, указанного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, а в случае дорожно-транспортного происшествия ни велосипедист, ни погонщик, ни инвалид на коляске с электроприводом не могут быть привлечены в административной ответственности, установленной статьей 12.27 КоАП РФ».