Статья 1 АПК РФ развивает общие положения, закрепленные в ст. 118 Конституции РФ, о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд является институтом публичной власти, а правосудие представляет собой предмет деятельности, входящий в компетенцию суда. Судебная власть носит исключительный характер и не может осуществляться иными государственными органами и должностными лицами. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 28.11.1996 N 19-П, никакой орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, с одной стороны, а с другой — на суд не может быть возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с положением органа правосудия.
Отправление правосудия как вид деятельности предполагает рассмотрение и разрешение по существу споров между различными субъектами права. Различные структурные части судебной системы России осуществляют правосудие в отношении разных категорий споров. Здесь, таким образом, налицо отраслевое распределение компетенции между судами. Статья 1 закрепляет, что арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Границы этой сферы можно определить лишь приблизительно. Понятие предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Что касается понятия «иная экономическая деятельность», ее определения в законодательстве нет, что порождает дискуссии, в т.ч. при определении того, подведомствен ли конкретный спор арбитражному суду либо суду общей юрисдикции.
Ст.1 АПК РФ подчеркивает, что арбитражные суды созданы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Что касается Конституции РФ, она содержит (гл. 7) общие правила относительно судоустройства и судопроизводства, закрепляя лишь безусловный запрет на создание чрезвычайных судов. Следует также иметь в виду, что правосудие не осуществляют и третейские суды (несмотря на слово «суд» в их названии), поскольку они не входят в судебную систему. Зачастую термин «арбитраж» используется именно как указание на третейский суд (постоянно действующий или третейский суд ad hoc). Если говорить о третейских судах, созданных по законодательству РФ (например, таков Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ), то их деятельность с 01.09.2017 регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». К международному коммерческому арбитражу применяются также нормы Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». О спорах, подлежащих передаче на рассмотрение третейского суда, см. комментарий к ст. 33 АПК РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются:
1) федеральным конституционным законом о судебной системе, а именно — Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (см. ст. ст. 17, 19, 24 — 26.1 и др.);
2) Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
3) другими федеральными конституционными законами.
Непосредственно порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Система арбитражных судов в России
- арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
- арбитражные апелляционные суды;
- арбитражные суды субъектов РФ (сюда входят арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
- специализированные арбитражные суды.
Смысл правила о том, что арбитражные суды создаются в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, заключается еще и в том, что любые изменения в судебной системе должны быть отражены в указанных нормативных правовых актах: в Конституции РФ — если дело касается наиболее важных вопросов, в Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» — во всех остальных случаях.