Подсудность дел арбитражным судам

Статья 34 АПК РФ устанавливает общие правила относительно подсудности дел арбитражным судам. Правовое понятие подсудности предполагает разграничение компетенции внутри системы арбитражных судов (вертикальное разграничение) — в этом отличие подсудности от подведомственности.

Общий принцип, изложенный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, состоит в том, что дела, подведомственные арбитражным судам (их виды определяются на основании правил ст. ст. 27 — 32 АПК РФ), подсудны арбитражным судам субъектов РФ, т.е. низшему звену системы арбитражных судов. Именно арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции (т.е. разрешают споры по существу) подавляющее большинство дел.

Из общего правила ч. 2 ст. 34 АПК РФ установлено исключение: арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Смысл этой нормы очевиден: если право лица на судопроизводство в разумный срок нарушено, то оно нарушено судом первой инстанции, поскольку он разрешает спор по существу. А поскольку суды первой инстанции — это и есть арбитражные суды субъектов РФ, было бы нерационально обязывать их рассматривать жалобы на самих себя.

Арбитражные суды округов образованы в соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Территория России поделена на 10 округов, в каждом действует свой суд.

Разбирательство по данной категории споров осуществляется по правилам гл. 27.1 АПК РФ с учетом положений Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

К лицам, имеющим право на обращение в арбитражный суд округа с заявлением о присуждении компенсации, относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками. В предусмотренных федеральным законом случаях с заявлением о компенсации могут обратиться в суд и иные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11).

Как определено в ч. ч. 1 и 4 ст. 34 АПК РФ, Суд по интеллектуальным правам рассматривает в качестве суда первой инстанции некоторые категории дел. Во-первых, это дела, касающиеся оспаривания правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. При этом законодатель различает две ситуации: когда оспаривается нормативный правовой акт и документ, имеющий нормативное содержание, но не являющийся нормативным правовым актом.

Во-вторых, в компетенцию Суда по интеллектуальным правам входят дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем).

Как разъяснил Пленум ВАС РФ, эти дела подведомственны арбитражным судам независимо от субъектного состава участников спорных правоотношений, а также от характера спора (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 60).

Адвокаты по арбитражным делам Московской городской коллегии адвокатов оказывают профессиональную юридическую помощь всем субъектам предпринимательской деятельности. Наши адвокаты защищают права и интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отстаивают их деловую репутацию.