В Государственную Думу поступил законопроект об отмене обязательных работ в отношении несовершеннолетних граждан, привлеченных к административной ответственности.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в часть 3 статьи 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагается включить несовершеннолетних граждан в перечень лиц, в отношении которых не применяются обязательные работы как вид административного наказания.
Законопроект направлен на обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, и прежде всего на защиту их жизни, здоровья и развития. Применение к несовершеннолетним гражданам наказания в виде обязательных работ предполагает привлечение их к обязательному труду. Это может негативным образом повлиять на учебу несовершеннолетних граждан, их поведение в быту, семье. Период с 16 до 18 лет в жизни несовершеннолетнего является особенно ответственным, так как именно в это время заканчивается обучение в школе, приходится сдавать экзамены и происходит выбор направлений дальнейшего развития.
Гражданин подлежит административной ответственности с момента достижения им возраста шестнадцати лет (ст.2.3.КоАП РФ). Вместе с тем в соответствии с законодательством лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) признается ребенком. Федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних предусмотрена целая система мер и правовых гарантий, направленных на обеспечение прав интересов несовершеннолетних граждан.
В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ несовершеннолетние граждане являются специальными субъектами административной ответственности. В связи с этим дела об административных правонарушениях в отношении них рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетние могут быть освобождены от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Включение несовершеннолетних граждан в перечень лиц, к которым не применяются обязательные работы, в больше мере отвечало бы общепризнанным принципам и нормам международного права о недопустимости принудительного труда детей. Принуждение к труду запрещено Конвенцией о защите прав человека, Конвенцией Международной организации труда (МОТ), Конституцией РФ. Трудовое законодательство особым образом охраняет труд несовершеннолетних. Ограничения труда подростком направлены, в первую очередь, на предупреждение отрицательного воздействия производственных факторов на развитие, состояние здоровья, моральное и психологическое состояние несовершеннолетнего. Принуждение к труду как вид административного наказания может сформировать у несовершеннолетнего негативное отношение к работе, что может вызывать трудности в его дальнейшей социализации.
В отношении несовершеннолетних обязательные работы применяются в основном за совершение таких правонарушений как побои (ст. 6.1.1 Ко АЛ РФ от 60 до 120 часов), мелкое хищение (ст. 7.27 до 120 часов), а также в редких случаях за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.31 КоАП РФ до 160 часов). Кроме того применение данной меры наказания к несовершеннолетним возможно за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ до 120 часов), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 20.3.1 КоАП РФ до 100 часов).
КоАП РФ не предусматривает каких-либо особенностей исполнения наказаний в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних (статья 32.13). Несовершеннолетние привлекаются к обязательным работам на ряду со взрослыми гражданами. В Уголовном кодексе РФ (ч.З ст. 88), например, проводится разграничение: в зависимости от возраста несовершеннолетнего устанавливается продолжительность обязательных работ и порядок из выполнения.
Отмена обязательных работ в отношении несовершеннолетних граждан в полной мере будет соответствовать общим принципам назначения административных наказаний, учитывать личность виновного и наличие обстоятельства смягчающего административную ответственность (пункт 9 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ совершение административного правонарушения несовершеннолетним).