В статье 3 АПК РФ определена иерархия норм права, регулирующих судопроизводство в арбитражных судах. Общее правило заключается в том, что порядок такого судопроизводства регулируется законом, т.е. нормативным правовым актом высшей юридической силы. Предписания, содержащиеся в третьей статье, конкретизируют данное правило.
Как следует из ч. 1 ст. 3 АПК РФ, законодательство о судопроизводстве находится в сфере исключительного ведения Российской Федерации. Это означает, что на региональном уровне не может быть норм, затрагивающих данный вид деятельности. Если в каком-либо субъекте РФ законом будут установлены нормы об арбитражном процессе, такой закон не подлежит применению как противоречащий ст. 71 Конституции РФ.
Комментируемая норма означает, что и на федеральном уровне принцип иерархии должен соблюдаться, в связи с чем ни в указах Президента РФ, ни в постановлениях Правительства РФ не могут содержаться нормы, регулирующие судопроизводство в арбитражных судах. В противном случае такого рода акты (их п.) также не подлежат применению.
Как следует из части 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ, система нормативных правовых актов, регулирующих судопроизводство в арбитражных судах, состоит из трех уровней. Наивысший уровень занимает Конституция РФ, определяющая наиболее важные принципа устройства и деятельности судов, статус судей, гарантии соблюдения прав участников судебного разбирательства и пр. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В соответствии с этим конституционным положением судьям (судам) при осуществлении арбитражного процесса следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего арбитражно-процессуальные правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
На втором уровне системы находятся федеральные конституционные законы, они принимаются (и изменяются) в особом порядке только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Здесь особое значение имеет Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый закрепляет важнейшие принципы судоустройства и судопроизводства, второй — полномочия арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также Суда по интеллектуальным правам.
На третьем уровне системы находится непосредственно АПК РФ и те федеральные законы, которые приняты в соответствии с ним. Формулировка «принимаемые в соответствии» означает те нормативные правовые акты, о необходимости которых прямо сказано в АПК РФ. Например, ч. 4 ст. 18 и ч. 3 ст. 19 АПК РФ предусматривают наличие федерального закона, регулирующего правовой статус арбитражных заседателей. Очевидно, что федеральные законы, принимаемые в соответствии с АПК РФ, не должны ему противоречить, это же правило распространяется на те нормативные правовые акты, которые приняты не в связи с прямым указанием в АПК РФ, но так или иначе касаются вопросов отправления правосудия арбитражными судами.
Важно иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Пленум ВС рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ. Эти разъяснения оформляются в виде постановлений, их соблюдение для арбитражных судов de facto является обязательным. Это же относится к информационным письмам, в которых содержатся отдельные вопросы судебной практики, рассмотренные Президиумом ВС РФ (ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»). Кроме того, до настоящего времени действует большое количество постановлений, принятых Пленумом ВАС РФ, и информационных писем Президиума ВАС РФ, чей статус тождественен названным выше актам ВС РФ.
Как следует из ч. 3 ст. 3 АПК РФ, правила судопроизводства могут быть модифицированы в результате заключения РФ международного договора. Это положение представляет собой конкретизацию положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о приоритете международных договоров над внутригосударственным законодательством (при соблюдении ряда условий).
Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров (Вена, 23.05.1969) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Сходная формулировка применяется российским законодателем: согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» термин «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» выделяет межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоры и дает примерный перечень их наименований (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и иные виды и наименования).
Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»:
— подписания договора;
— обмена документами, образующими договор;
— ратификации договора и т.д.
Также международный договор подлежит применению при рассмотрении и разрешении дела судом, если данный договор вступил в силу в отношении Российской Федерации (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»).
Как следует из ч. 4 ст. 3 АПК РФ, судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с тем законом, который действует во время разрешения спора и рассмотрения дела. К понятию «разрешение спора» законодатель относит и стадию исполнения судебного решения (хотя на ней главным действующим лицом суд уже не является). Кроме того, обращается особое внимание на то, что речь идет о законах, сохраняющих юридическую силу и во время совершения отдельных процессуальных действий (на тот случай, если такое действие значительно растягивается во времени). Очевидно, что комментируемое положение АПК РФ следует толковать расширительно, поскольку те же самые правила будут действовать и в отношении подзаконных нормативных правовых актов, т.е. применению подлежат только действующие акты.
Определить, действует или нет конкретный закон, можно следующим образом: во-первых, он должен быть официально опубликован, во-вторых, должен вступить в силу, в-третьих, не должен быть отменен позднее принятым федеральным законом, в-четвертых, его действие не должно быть приостановлено федеральным законом.
Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Указом Президента РФ от 05.04.1994 N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов», Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Как следует из ч. 5 ст. 3 АПК РФ, арбитражные суды используют такие юридико-технические приемы, как аналогия закона или аналогия права. И хотя эта норма была введена в текст АПК РФ сравнительно недавно, фактически она действовала всегда, поскольку ни одно правовое регулирование, даже такое детальное, как в процессуальных кодексах, не способно предусмотреть все возможные случаи и закрепить их в содержании нормативного акта.
Аналогия закона имеет место в том случае, если арбитражный суд применяет норму, регулирующую сходные отношения. Поскольку речь идет о процессуальных отношениях, допустимо применение положений ГПК РФ, КАС РФ, КоАП РФ. Соответственно, допустимы также ссылки на постановления Пленума ВС РФ и информационные письма Президиума ВС РФ, поскольку они также содержат толкование отдельных процессуальных норм.
Аналогия права имеет место в том случае, когда отсутствует близкая по смыслу процессуальная норма. Но суд не может отказать лицу в защите нарушенного (оспариваемого) субъективного права, ссылаясь только на отсутствие соответствующего правила в законе. Следовательно, суд обязан восполнять пробелы, руководствуясь при этом принципами правосудия. Важно то, что перечня этих принципов в систематизированном виде также нет, поэтому арбитражному суду необходимо прежде всего следовать общим нормам Конституции РФ и тем актам Конституционного Суда РФ, в которых развивается и конкретизируется конституционное понимание правосудия, его целей, задач и принципов осуществления.