В статье 5 АПК РФ конкретизирован один из важнейших принципов правосудия — принцип независимости судебной власти. Данный принцип закреплен в Конституции РФ, в ст. 10 которой указано, что органы судебной власти являются самостоятельными, а в ч. 1 ст. 118 определено, что правосудие в РФ осуществляется только судом.
Независимость судебной власти, как следует из ч. 1 ст. 5 АПК РФ, включает в себя, во-первых, осуществление судами судебной власти самостоятельно, независимо от чьей-либо воли, во-вторых, подчинение судов исключительно Конституции РФ и федеральному закону.
Самостоятельность осуществления судебной власти предполагает, что никто не может влиять на принятие судом решения, будь то орган государственной власти любой иной орган управления, должностное лицо, гражданин или юридическое лицо. В иных нормативных правовых актах, закрепляющих принцип самостоятельности осуществления правосудия, содержатся иные по форме, но аналогичные по смыслу формулировки. Так, например, согласно ч. 2 ст. 8 ГПК РФ судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Согласно ч. 4 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи независимы и в своей деятельности никому не подотчетны.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 АПК РФ постороннее воздействие на судей арбитражных судов и вмешательство в их деятельность запрещаются. Из запрета логически вытекает общее основание ответственности лиц, виновных в оказании незаконного воздействия на судей и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда (в том числе присвоении властных полномочий суда). С этой нормой корреспондируют положения ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации».
Административной ответственности подлежат лица, виновные в неисполнении законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3 КоАП РФ), должностные лица, виновные в оставлении без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятии мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона (ст. 17.4 КоАП РФ).
Уголовной ответственности подлежат лица, виновные:
— в воспрепятствовании осуществлению правосудия (ст. 294 УК РФ);
— посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ);
— угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК РФ);
— неуважении к суду (ст. 297 УК РФ) и т.д.
Как следует из ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ, любая информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям арбитражных судов по делам, находящимся в их производстве, либо председателю арбитражного суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности путем размещения данной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная норма содержит отсылку к ст. 10 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которой под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.
Подобного рода регулирование имеет ряд целей:
— доведение до общественности объективной и достоверной информации о внепроцессуальных обращениях;
— достижение необходимого уровня общественного контроля за деятельностью федеральных арбитражных судов;
— поддержание и повышения в обществе авторитета судебной власти, уровня доверия граждан к правосудию;
— максимальное избежание судьями федеральных арбитражных судов контактов, которые могут умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия и т.д.
Законодатель также устанавливает, что подобного рода информация не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам.
Размещение указанной информации в настоящее время регулируется Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11.12.2013 N 241 «Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях». В соответствии с данным документом указанная информация размещается на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов интернет-портала Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» в разделе «Внепроцессуальные обращения».
Решение о размещении информации о внепроцессуальных обращениях, контроль за своевременностью и исполнением размещения данной информации на официальном сайте суда, а также общий контроль за соблюдением сроков и этапов размещения информации об обращениях осуществляется председателем соответствующего федерального арбитражного суда либо лицом, им уполномоченным.
Подобного рода сведения образуют общедоступный информационный банк и предоставляются на бесплатной основе.
Как следует из ч. 3 ст. 5 АПК РФ, Конституцией РФ и федеральным законом предусмотрены гарантии судьям арбитражных судов. Государство, признавая независимость судебной власти, обеспечивает совокупность определенных гарантий деятельности судей, т.е. условий, при которых возможно справедливое, беспристрастное, объективное и своевременное рассмотрение и разрешение дела судом. Среди гарантий независимости судебной власти можно выделить политические, социально-экономические и юридические гарантии.
К политическим гарантиям можно отнести, во-первых, принцип разделения властей — фундаментальное основание организации власти в правовом государстве. Разделение властей предполагает запрет на вмешательство органов законодательной и исполнительной власти в осуществление правосудия. Во-вторых, важные политические гарантии независимости судей закреплены в ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», среди которых:
— запрет для судьи замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы;
— запрещение принадлежности к политическим партиям, материальной поддержки этих партий, принятия участия в политических акциях и иной политической деятельности;
— запрет публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
— запрет принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
— запрет входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе ВС РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями и др.
Основной социально-экономической гарантией независимости судебной власти является определенное денежное вознаграждение лицам, занимающим должность судьи, предусмотренное в ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно данной норме независимость судьи обеспечивается предоставлением за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. В ст. 19 данного Закона положение о материальном обеспечении конкретизируется тем, что:
— устанавливается структура заработной платы судьи, предусматриваются другие денежные выплаты судьям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
— закрепляется возможность судьи, достигшего определенного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), уйти в отставку с ежемесячным пожизненным содержанием;
— устанавливается размер ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого судье;
— предусматривается обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий судей отдельными жилыми помещениями (с учетом права на дополнительную жилую площадь), право на внеочередную установку телефона, право на медицинское обслуживание и т.д.
К юридическим гарантиям независимости судей относятся:
— несменяемость судей, возможность приостановления и прекращения полномочий судьи только в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом (ст. 121 Конституции РФ);
— неприкосновенность судей, невозможность привлечения судьи к уголовной ответственности иначе как в порядке, предусмотренном федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ);
— особый порядок назначения судей на должность (ч. ч. 1 и 2 ст. 128 Конституции РФ);
— предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»), в том числе нормы, касающиеся отвода судьи, недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела (ст. ст. 21, 22 АПК РФ), право на обжалование судебного акта в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ);
— запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия (ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
— право судьи на отставку (ст. ст. 9 и 15 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);
— неограниченный срок полномочий судей (ст. 14 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»);
— система органов судейского сообщества (ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).
Важным представляется и положение ч. 4 ст. 9 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому гарантии независимости судьи распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены и снижены нормативными актами РФ и ее субъектов.