Статья 16 АПК РФ закрепляет принцип обязательности судебных актов и представляет собой конкретизацию положения ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которой вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Положения ч. 1 ст. 16 АПК РФ ограничивают обязательность судебных актов территорией России, что вполне объяснимо, поскольку суверенная государственная власть в Российской Федерации, как и в любом государстве, распространяется на всю ее территорию, но не выходит за ее пределы.
Норму, изложенную в ст. 16 АПК РФ, следует толковать расширительно, поскольку всеобщей обязательностью обладают не только те акты, которые арбитражный суд принимает в соответствии со ст. 15 АПК РФ, но и иные акты суда, необходимые для осуществления правосудия, например:
— распоряжения суда (например, о соблюдении порядка в зале судебного заседания);
— требования (например, запрос на получение доказательств, предусмотренный ч. 4 ст. 66 АПК РФ);
— поручения (в соответствии с ч. 1 ст. 73 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта РФ, в порядке, предусмотренном ст. 66 АПК РФ, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия);
— вызовы (таковые предусмотрены ст. 121 АПК РФ);
— иные обращения.
Как следует из ч. 1.1 ст. 16 АПК РФ, принцип общеобязательности распространяется и на такой вид документов, как запросы специализированного арбитражного суда, направляемые в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого спора. В настоящее время в судебной системе РФ действует пока единственный специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам. Если же федеральными конституционными законами в дальнейшем будут создаваться иные специализированные арбитражные суды, на них также будет распространяться комментируемое правило.
Запросы о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым специализированным арбитражным судом делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.
Запросы должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен в специализированный арбитражный суд в течение месяца со дня получения этих запросов, если иной срок не указан специализированным арбитражным судом.
Для любого правового предписания должны быть предусмотрены гарантии его реализации. К таковым (помимо активных действий законопослушных граждан с развитым правосознанием) относятся меры государственного принуждения, позволяющие воздействовать на тех, кто не исполняет правовую норму добровольно. Как следует из ч. 2 ст. 16 АПК РФ, неисполнение судебных актов и невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность. Поскольку речь идет о требованиях, исходящих от государственной (т.е. общефедеральной) власти, меры ответственности также закреплены в федеральных законах. К этим мерам следует отнести:
— судебный штраф (ст. ст. 55, 66, 96, 154 и т.д., а также гл. 11 АПК РФ), уплата которого не освобождает от необходимости исполнения судебного акта;
— административную ответственность в виде административного штрафа или административного ареста. Основания ответственности — ст. ст. 17.3 (неисполнение законного распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) и 17.4 (непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи) КоАП РФ;
— уголовную ответственность в виде штрафа, обязательных работ, принудительных работ и иных предусмотренных законом санкций. Основание такой ответственности — ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).
Как установлено в ч. 3 ст. 16 АПК РФ, лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, имеют процессуальное право обжаловать этот судебный акт или подать заявление о пересмотре дела в порядке надзора и требовать отмены судебного акта на основании. Таким образом, законодатель устраняет возможную коллизию принципа общеобязательности судебных актов и законных интересов граждан и юридических лиц. Важно иметь в виду, что в случае установления факта принятия судебного акта о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, принятый судебный акт подлежит отмене, а дело — передаче на новое рассмотрение в суд той инстанции, который принял отмененный судебный акт.
Принцип общеобязательности судебных постановлений, как уже говорилось выше, непосредственно связан с принципом территориального действия суверенитета государства. Но есть и исключения из этой необходимой связи. Как установлено в ч. 4 ст. 16 АПК РФ, на территории РФ могут действовать в качестве обязательных (т.е. исполняться или влечь применение мер принуждения по факту неисполнения) судебные акты, принятые иностранными судами (иностранными органами арбитража, т.е. третейскими судами).
Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным законом.