Как взыскать долг с наследника

Для взыскания долга необходимо обратится к известным Вам возможным наследникам, в частности: супругу, родителям, детям должника. Они могут добровольно погасить долг, чтобы таким образом принять наследство. Если наследники неизвестны или не удовлетворяют ваши требования, придется обратиться в суд.

До принятия наследства иск о взыскании нужно подавать к наследственному имуществу, а после — к принявшим наследство наследникам. Сделать это нужно в пределах срока исковой давности по вашему требованию к умершему должнику.

После того как суд примет решение в вашу пользу, получите исполнительный лист и передайте его в банк, в котором открыт счет ответчика, либо приставам.

Претензия наследникам должника

Если Вам известны потенциальные наследники умершего человека, то имеет смысл обратиться к ним с претензией о возврате долга. Указанное требование может быть заявлено в том числе до того, как они приняли наследство. Очень часто наследники погашают долги умершего добровольно, так как данное действие свидетельствует о фактическом принятии наследства.

На практике в большинстве случаев умершему наследуют наследники первой очереди: дети, родители и супруг (п. 1 ст. 1142 ГК РФ). Поэтому наши адвокаты рекомендуют сначала обратиться к ним.

Составление претензии

В претензии к наследникам необходимо указать:

• обстоятельства возникновения долга и условия, на которых должник обязался его вернуть, в том числе сроки возврата;
  • требуемую сумму. При необходимости разъясните, как вы ее рассчитали;
  • способы, которыми наследники могут погасить долг, и необходимые для этого сведения. Это могут быть, например, реквизиты вашего счета для перечисления долга в безналичном порядке, или адрес, по которому вам можно передать наличные деньги, или иные вещи.

Со ссылкой на ст. ст. 1175 и 1153 ГК РФ разъясните, что наследники несут ответственность по долгам наследодателя и могут принять наследство, если погасят его долги.

Рекомендуется формулировать текст не как требование, а как предложение. Это связано с тем, что до принятия наследства наследники не обязаны отвечать по долгам умершего (п. 1 ст. 1175 ГК РФ).

Приложите к претензии копии подтверждающих долг документов: расписки, договора займа и т.п.

Получение претензии наследниками, не принявшими наследство, не порождает для них каких-либо прав или обязанностей. В связи с этим ваша претензия не может считаться юридически значимым сообщением, как это предусмотрено п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Из сказанного выше следует, что Вы не обязаны соблюдать правила, установленные для направления таких сообщений.

Поскольку основная Ваша цель на данном этапе — уведомить наследников и убедить их выплатить долг добровольно, рекомендуем направлять сообщения по известным вам адресам наследников, а также по адресу последнего места жительства должника.

Если данные наследников вам неизвестны, направьте письменную претензию нотариусу, который ведет наследственное дело вашего должника. Узнать, какой нотариус ведет наследственное дело, можно на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты. Для поиска достаточно знать полное имя наследодателя (умершего должника). Нотариус, в свою очередь, доведет эту информацию до всех наследников, разъяснит им порядок погашения долга и приостановления выдачи свидетельства о праве на наследство.

В этом случае также возможно, что наследники добровольно погасят долг.

Судебное взыскание долга

Иск к наследникам нужно подавать после того, как они приняли наследство. До этого момента Вы можете подать иск только к наследственному имуществу. Иногда, даже если наследники вам известны, лучше подать иск к наследственному имуществу, не дожидаясь их вступления в наследство, иначе к этому моменту может истечь срок исковой давности.

Срок исковой давности

Поскольку открытие наследства не прерывает, не пресекает и не приостанавливает течение сроков исковой давности, то предъявить требование наследникам или наследственному имуществу необходимо в те же сроки, что и самому должнику, если бы он был жив.

Необходимо учитывать, что Вы не можете предъявить требование по тем долгам, срок погашения которых еще не наступил, поскольку смерть должника не влечет досрочное исполнение его обязательств наследниками.

Когда нужно предъявить иск к наследственному имуществу или исполнителю завещания

Вы можете предъявить иск к наследственному имуществу или исполнителю завещания до того момента, как наследники примут наследство.

По общему правилу наследники могут принять наследство в течение 6 месяцев после его открытия, но при определенных обстоятельствах этот срок может увеличиться (ст. 1154 ГК РФ). Все это время срок исковой давности продолжает течь. Поэтому, если срок исковой давности по вашему требованию подходит к концу, рекомендуем не дожидаться принятия наследства, а подать иск к наследственному имуществу или исполнителю завещания. Если срок исковой давности истечет до того, как наследство будет принято, а вы не подадите иск, то, скорее всего, вы утратите возможность взыскать долг с наследников.

Если вы успели предъявить иск к должнику до того, как он умер, новый предъявлять не нужно. В данном случае суд приостановит производство по делу, а после того, как определится правопреемник (наследник) — произведет замену стороны (ст. ст. 215, 217, ч. 1 ст. 44 ГПК РФ). Если правопреемство в ваших отношениях с должником невозможно, суд прекратит производство по делу (ст. 220 ГПК РФ).

Когда нужно предъявить иск к наследникам должника

Предъявить иск к наследникам Вы имеете право только после того, как они примут наследство. О том, что наследник принял наследство, свидетельствуют, в частности, следующие его действия:

подал нотариусу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства;

нес расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил часть долгов наследодателя вам или иному кредитору;

вселился в принадлежавшее наследодателю жилье или проживал в нем на день открытия наследства, в том числе без регистрации по месту жительства.

Подсудность

Иск к наследственному имуществу или исполнителю завещания нужно подавать в суд по месту открытия наследства, то есть по последнему месту жительства умершего должника (ч. 2 ст. 30 ГПК РФ).

Иск к конкретному принявшему наследство наследнику предъявите по месту его жительства (ст. 28 ГПК РФ). Если наследников несколько — по месту жительства любого из них на Ваш выбор (ч. 1 ст. 31 ГПК РФ).

Если должник оставил завещание и Вам известно, кто является исполнителем завещания — указывайте последнего в качестве ответчика.

В остальных случаях вместо конкретного ответчика укажите наследственное имущество.

Исполнительный лист

Если суд примет решение в вашу пользу, то после его вступления в силу вы сможете получить исполнительный лист. Для взыскания, причитающегося Вам, предъявите исполнительный лист в службу судебных приставов или в банк.

Для получения денежных средств рекомендуем направить исполнительный лист непосредственно в банк должника. Это позволит скорее получить находящиеся на его счету денежные средства, поскольку банк исполняет содержащееся в исполнительном листе требование незамедлительно (ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). Сведения о банковских счетах должника вы можете запросить в любом территориальном налоговом органе.