Узнайте все о реформе суда присяжных заседателей, которая вносит значительные изменения в систему судопроизводства. Узнайте, какие новые правила и процедуры будут введены, и как это повлияет на работу присяжных заседателей. Получите подробную информацию о целях и задачах реформы, а также ожидаемых результатов. Будьте в курсе последних новостей и обновлений в этой области.
Возрождение суда с участием присяжных заседателей затянулось на многие годы. Так, с 1 ноября 1993 г. суд присяжных начал действовать в Ивановской, Московской, Саратовской, Рязанской областях и в Ставропольском крае; с 1 января 1994 г. — в Ульяновской и Ростовской областях, Алтайском и Краснодарском краях. Принятие Конституции РФ, придавшей данному составу суда конституционный статус (ч. 4 ст. 123 предписывает в случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществлять судопроизводство с участием присяжных заседателей), не ускорило распространения деятельности суда присяжных на всю территорию Российской Федерации.
В 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобы ряда граждан, чье право на суд присяжных не было реализовано, вынужден был предложить Федеральному Собранию «незамедлительно внести в законодательство изменения, обеспечивающие на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, возможность реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». И тем не менее столь настойчивое требование Конституционного Суда Российской Федерации было выполнено лишь через несколько лет, после принятия и вступления в действие УПК РФ: на всей территории России суд присяжных начал действовать с 1 января 2004 г. (за исключением Чеченской Республики, где он функционирует с 1 января 2010 г.). В настоящее время суд с участием присяжных заседателей не действует только в новых субъектах РФ — Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, где он будет введен 1 января 2018 г.
Среди недостатков суда присяжных, сложностей, с которыми приходится сталкиваться судьям при проведении судебного разбирательства в такой форме, чаще всего выделяют нежелание граждан являться в суд и выступать в роли присяжных заседателей, дороговизну процесса, в ряде случаев ссылаются на отсталость правосознания присяжных, их боязнь или неспособность принимать решение о судьбе подсудимого.
Нельзя обойти вниманием и некоторую непоследовательность законодателя, то значительно сокращающего, то расширяющего перечень составов преступлений, уголовные дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей.
Обращение к судебной статистике последних лет не оставляет сомнений, что утверждения о пребывании суда присяжных «в глубоком кризисе» отнюдь не беспочвенны. И вновь обвиняемые в тяжких преступлениях, не добившиеся права на судебное разбирательство с участием присяжных заседателей, стали обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. По результатам рассмотрения таких жалоб существующие законодательные ограничения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, законодателю предложено расширить подсудность уголовных дел суду с участием присяжных заседателей в отношении ряда категорий обвиняемых.
В июне 2016 г. Государственной Думой РФ принят пакет законов, расширяющих применение института присяжных заседателей с 1 января 2018 г. Нововведения предусматривают сокращение до 8 человек числа присяжных заседателей при разбирательстве уголовных дел в судах субъектов Российской Федерации, а также наделение районных и городских судов полномочиями по рассмотрению ряда уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей из 6 человек. К сожалению, законодательные новеллы не затронули процессуальную форму судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, хотя учеными-процессуалистами и практиками-правоприменителями высказано множество предложений, направленных на усовершенствование норм действующего уголовно-процессуального законодательства.
Представляется, что механическим сокращением числа присяжных заседателей решить все существующие проблемы не удастся, а равно не получится изменить само отношение российских граждан к возможному возложению на них полномочий присяжных, хоть сколько-нибудь улучшить качественный состав формируемых коллегий присяжных заседателей. Следовательно, и впредь нельзя исключать ошибки присяжных при вынесении ими вердикта о виновности (невиновности) подсудимого. Таким образом, принятие по результатам судебного разбирательства с участием присяжных заседателей абсолютно законных, обоснованных и справедливых решений никто не сможет гарантировать и после 1 января 2018 г.
Адвокаты по уголовным делам Московской городской коллегии адвокатов, принимают активное участие в делах, подсудных суду присяжных заседателей. Мы оказываем юридическую помощь как подсудимым, так и потерпевшим по уголовным делам. При необходимости адвокат срочно приедет к доверителю и окажет необходимую правовую помощь.