Заключение адвокатом договора уступки права (требования) к доверительнице без ее согласия несовместимо со статусом адвоката

Поведение адвоката заключившего договор уступки права (требования) к доверительнице без ее согласия, что привело к разглашению сведений, сообщенных ему доверительницей в связи с оказанием им юридической помощи, признано недобросовестным и несовместимым со статусом адвоката.

Совет Адвокатской палаты г. Москвы… рассмотрел в закрытом заседании 24 ноября 2017 г. с участием адвоката К. …дисциплинарное производство в отношении него, возбужденное по жалобе А. от 6 сентября 2017 г.

В соответствии с заключением Квалификационной комиссии от 8 ноября 2017 г., адвокатом К. нарушены подп. 5 п. 4 ст. 6, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями подп. 1–5, 7 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката («Адвокат не вправе… разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя»; «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю»; «Адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя»), что выразилось в заключении 5 мая 2017 г. адвокатом К. с гражданкой К-вой при несоблюдении установленного для адвоката порядка договора уступки права требования, в соответствии с которым адвокат К. уступил гражданке К-вой в полном объеме права (требования) по договору об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г., заключенному между ним и А., и передаче адвокатом К. гражданке К-вой в период с 5 по 17 мая 2017 г. подлинника договора об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г. и заверенной копии решения мирового судьи судебного участка… судебного района М…кой области от 6 апреля 2016 г. по делу № … содержащего сведения, составляющие адвокатскую тайну (о самом факте обращения А. к адвокату К. за оказанием юридической помощи при ведении дела в судебном участке… судебного района М…кой области, об условиях соглашения об оказании юридической помощи, а также иные сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи), которые 17 мая 2017 г. были представлены гражданкой К-вой мировому судье судебного участка… судебного района К…кой области совместно с исковым заявлением о взыскании с А. задолженности по договору об оказании юридической помощи в размере… рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере… рублей.

Адвокат К. 19 ноября 2017 г. направил в Совет письменное заявление, в котором, не оспаривая выводов Квалификационной комиссии, признал, что он не предпринял каких-либо мер, чтобы удостовериться в том, что полученное им по почте согласие на уступку права требования действительно было дано А. Вместе с тем он пояснил, что у него не сохранилось полученное им по электронной почте письмо от А., в котором она выразила согласие на переуступку прав (требования) и сообщила о направлении оригинала согласия почтой. По мнению адвоката К., в жалобе А. не приведены сведения, которые бы указывали на причинение ей существенного вреда, в связи с чем он полагал, что его действия, в которых Квалификационная комиссия установила формальные признаки нарушения требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, можно характеризовать как малозначительные, а также просил… не применять к нему меру ответственности в виде прекращения статуса адвоката.

В заседании Совета адвокат К. согласился с выводами Квалификационной комиссии.

Заявительница жалобы А. 22 ноября 2017 г. направила в Совет письменное заявление, в котором в полном объеме согласилась с заключением Квалификационной комиссии, повторно изложила доводы своей жалобы, сообщив, что длительное время она не жаловалась на противоправные действия адвоката К. и пыталась урегулировать взаимоотношения мирным путем, но «…после подачи К-вой жалобы в следующую инстанцию на пересмотр решения суда, я решила, что должна наконец прекратить эти судебные иски по подложным документам, потому что не могу оставить моих пожилых больных родителей с очередными судебными разбирательствами в мое отсутствие, так как планировала 7 сентября 2017 г. надолго уехать за границу». Кроме того, в письменном заявлении А. сообщила Совету о невозможности присутствовать в заседании Совета 24 ноября 2017 г. и просила рассмотреть дело в ее отсутствие, а также выразила мнение о мере дисциплинарного взыскания, которая, на ее взгляд, должна быть применена к адвокату К., а именно: «Вопиющий непрофессионализм, низкие моральные качества, паталогическая жадность, готовность пойти на прямое нарушение закона ради своих корыстных интересов, явно указывают на то, что подобным субъектам не место в рядах российской адвокатуры».

Совет в полном объеме соглашается с заключением Квалификационной комиссии и ее выводами, поскольку они основаны на правильно и полно установленных обстоятельствах дела.

Так, установлено, что 18 сентября 2015 г. между А. и адвокатом К. был заключен договор об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг. Предметом договора являлось «представление интересов доверительницы в судебном участке… судебного района М…кой области или в ином суде, определяемом в порядке ст. 23, 28 ГПК РФ, по гражданскому делу по иску доверительницы к Р. о взыскании алиментов». В соответствии с заключенным договором общая сумма гонорара адвоката К. составляла… рублей. Из пояснений участников дисциплинарного производства следует, что в момент заключения договора А. выплатила адвокату К. аванс в размере… рублей. При этом оставшиеся… рублей должны были быть выплачены А. не позднее даты вынесения судебного решения (п. 3.3 договора).

18 сентября 2015 г. А. на имя адвоката К. и других лиц была выдана судебная доверенность… удостоверенная нотариусом г. Москвы.

6 апреля 2016 г. мировым судьей судебного участка… судебного района М…кой области рассмотрено гражданское дело… по иску А. к Р. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в твердой денежной сумме, судом постановлено решение, которым исковые требования А. удовлетворены частично. Из решения усматривается, что интересы истицы в суде представлял адвокат К., действующий на основании доверенности.

Из пояснений участников дисциплинарного производства следует, что А. не произвела окончательные расчеты с адвокатом К., поскольку осталась недовольна качеством оказанной ей адвокатом юридической помощи и вынесенным судом решением.

Из определения и. о. мирового судьи судебного участка… судебного района К…кой области С. от 13 июня 2017 г. …усматривается, что 15 ноября 2016 г. адвокатом К. были предъявлены исковые требования к А. о взыскании денежных средств по договору об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г., заключенному между ним и А.

8 декабря 2016 г. по данному делу судом был принят отказ адвоката К. от исковых требований, в связи с чем вынесено определение, которым производство по делу прекращено. Определение мирового судьи о прекращении производства по делу не оспаривалось сторонами и вступило в законную силу.

5 мая 2017 г. между адвокатом К. и К-вой был заключен договор уступки права требования, в соответствии с которым адвокат К. уступил К-вой в полном объеме права (требования) по договору об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г., заключенному между ним и А.

17 мая 2017 г. К-ва обратилась к мировому судье судебного участка… судебного района К…кой области с иском к А. о взыскании задолженности по договору об оказании юридической помощи в размере… рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере… рублей. Из искового заявления от 17 мая 2017 г. усматривается, что К-вой к нему были приложены копии договора об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г. и решения мирового судьи судебного участка… судебного района М…кой области от 6 апреля 2016 г. по гражданскому делу.

22 мая 2017 г. мировым судьей вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Определением и. о. мирового судьи судебного участка… судебного района К…кой области С. от 13 июня 2017 г. по гражданскому делу… по иску К-вой к А. о взыскании денежных средств по договору об оказании юридической помощи, процентов за пользование чужими денежными средствами прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 220 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска.

На (вышеуказанное. – Примеч. Совета) определение К-вой 24 июля 2017 г. была подана частная жалоба, оставленная определением… районного суда К…кой области от 2 октября 2017 г. без удовлетворения.

Согласно статье 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной (пункт 1). Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечением права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, ч. 1, Конституции Российской Федерации) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственной защиты только адвокату, не будет, вопреки воле этого лица, использована в иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (ст. 24, ч. 1, ст. 51 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката правила сохранения профессиональной тайны распространяются на факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей, все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу, сведения, полученные адвокатом от доверителей, информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи, содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных, все адвокатское производство по делу, условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем, любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

В силу подп. 5 п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя.

Согласно п. 3 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя. Согласие доверителя на прекращение действия адвокатской тайны должно быть выражено в письменной форме в присутствии адвоката в условиях, исключающих воздействие на доверителя со стороны адвоката и третьих лиц.

Срок хранения тайны не ограничен во времени (п. 2 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката).

В соответствии с положениями п. 7 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя.

Поскольку уступка права денежного требования к доверителю по заключенному между ним и адвокатом соглашению представляет собой одну из разновидностей разглашения адвокатской тайны, Совет соглашается с выводами Квалификационной комиссии о том, что согласие доверительницы А. на уступку адвокатом К. третьему лицу права денежного требования к доверительнице по заключенному между ними соглашению должно было быть выражено в письменной форме в присутствии адвоката.

При таких обстоятельствах Совет, как и Квалификационная комиссия, приходит к выводу о том, что у адвоката К. отсутствовали законные основания для заключения 5 мая 2017 г. с К-вой договора переуступки права требования.

Совет, соглашаясь с выводами Квалификационной комиссии, считает установленным, что, заключив 5 мая 2017 г. без согласия доверительницы А. договор уступки права требования с К-вой, адвокат К. не позднее 17 мая 2017 г. разгласил, также без согласия доверительницы А., сведения, составляющие адвокатскую тайну, передав К-вой договор об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г. и решение мирового судьи судебного участка… судебного района М…кой области от 6 апреля 2016 г. по гражданскому делу… копии которых впоследствии были приложены К-вой к исковому заявлению.

При этом Совет критически относится к утверждению адвоката К. …о том, что у него не сохранилось полученное им от А. по электронной почте письмо, в котором она выразила согласие на переуступку права (требования) и сообщила о направлении оригинала согласия почтой, и считает это заявление попыткой избежать ответственности за совершенное дисциплинарное нарушение. Приходя к данному выводу, Совет также принимает во внимание, что в том же заявлении адвокат К. признает, что он не удостоверился в наличии надлежащего согласия А.

При таких обстоятельствах Совет признает презумпцию добросовестности адвоката К. опровергнутой, а его вину в совершении указанного дисциплинарного нарушения доказанной.

Избирая, в соответствии с требованиями п. 4 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, меру дисциплинарной ответственности адвоката К. за совершенное нарушение, Совет не соглашается и с изложенной адвокатом К. в письменном заявлении от 19 ноября 2017 г. позицией, в которой он оценивает свои действия как малозначительные. В действительности адвокатом К. грубо нарушены прямые запреты на совершение уступки права без согласия доверительницы и на разглашение сведений, сообщенных ему доверительницей в связи с оказанием им юридической помощи, императивно установленные подп. 5 и 7 п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Совет принимает во внимание, что совершенное адвокатом К. нарушение является умышленным, тяжким, направлено к подрыву доверия и дискредитирует институт адвокатуры в целом. Кроме того, Совет учитывает крайне недобросовестное поведение адвоката К. как в отношении своей доверительницы, заявительницы жалобы, так и в отношении органов адвокатского самоуправления. Недобросовестное поведение адвоката К. в отношении доверительницы выразилось, в том числе, в том, что, при наличии вступившего в законную силу определения мирового судьи судебного участка… судебного района К…кой области от 8 декабря 2016 г. о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска, адвокат К. заключил договор уступки права (требования) с К-вой, что вообще не имело какого-либо юридического смысла, о чем адвокату К. как профессиональному советнику по правовым вопросам должно было быть известно. Однако он всё же совершил указанную уступку, в результате которой А. была вынуждена защищаться повторно от требований К-вой, незаконно получившей о ней сведения, не подлежащие разглашению. Недобросовестное поведение адвоката К. в отношении органов адвокатского самоуправления выразилось в систематических попытках ввести в заблуждение Квалификационную комиссию и Совет в части объяснений фактических обстоятельств заключения им договора уступки права (требований) по договору об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г., заключенному между ним и А., и получения им согласия доверительницы на заключение такого договора. С учетом совокупности указанных обстоятельств Совет считает действия адвоката К. несовместимыми со статусом адвоката и приходит к выводу о применении к нему меры дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката как в наибольшей степени отвечающей требованиям соразмерности и справедливости дисциплинарного разбирательства, предусмотренному п. 3 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката. Применение более мягкой меры дисциплинарной ответственности Совет считает невозможным еще и по той причине, что это давало бы основания считать подобное поведение допустимым для адвоката.

Определяя, в соответствии с требованиями п. 7 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката, срок, по истечении которого К. может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, Совет, с учетом всей совокупности приведенных выше обстоятельств, считает необходимым установить этот срок продолжительностью в три года.

Совет также соглашается с выводом Комиссии о том, что не подлежат рассмотрению дисциплинарные обвинения в отношении адвоката К. в неквалифицированном оказании им юридической помощи А. вследствие истечения срока применения мер дисциплинарной ответственности до возбуждения дисциплинарного производства.

Совет Адвокатской палаты г. Москвы решил:

– за нарушение адвокатом К. подп. 5 п. 4 ст. 6, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями подп. 1–5, 7 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката («Адвокат не вправе… разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя»; «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю»; «Адвокат не может уступить кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению без специального согласия на то доверителя»), выразившееся в заключении 5 мая 2017 г. адвокатом К. с К-вой при несоблюдении установленного для адвоката порядка договора уступки права требования, в соответствии с которым адвокат К. уступил гражданке К-вой в полном объеме права (требования) по договору об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г., заключенному между ним и А., и передаче адвокатом К. гражданке К-вой в период с 5 по 17 мая 2017 г. подлинника договора об оказании юридической помощи с авансовой оплатой услуг от 18 сентября 2015 г. и заверенной копии решения мирового судьи судебного участка… судебного района М…кой области от 6 апреля 2016 г. по делу №… содержащих сведения, составляющие адвокатскую тайну (о самом факте обращения А. к адвокату К. за оказанием юридической помощи при ведении дела в судебном участке… судебного района М…кой области, об условиях соглашения об оказании юридической помощи, а также иные сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи), которые 17 мая 2017 г. были представлены гражданкой К-вой мировому судье судебного участка… судебного района К…кой области совместно с исковым заявлением о взыскании с А. задолженности по договору об оказании юридической помощи в размере… рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере… рублей, применить к адвокату К. …меру дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката,

и установить в отношении К. срок, по истечении которого он допускается к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката, продолжительностью в три года.

Вестник Адвокатской палаты г. Москвы № 5 [139] 2017 с. 83 – 93.