Законопроект об установлении уголовной ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В Государственную Думу поступил законопроект об установлении уголовной ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указанный законопроект направлен на повышение эффективности механизмов предотвращения хищений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 7 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ за предоставление заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в российском уголовном законодательстве корреспондирующие данной норме положения об ответственности экспертов и экспертных организаций отсутствуют.

В связи с этим не вызывает сомнений, что представление заведомо ложного экспертного заключения способствует совершению других, более опасных деяний, в частности, хищений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ответственность за совершение которых в зависимости от обстоятельств наступает по статьям главы 21 УК РФ.

Кроме того, дача заведомо ложного экспертного заключения в рассматриваемой сфере правоотношений может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, например, в случае, когда предметом экспертизы являются лекарственные средства.

С учетом изложенного законопроектом предлагается дополнить УК РФ новой статьей 2006 «Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внести корреспондирующие изменения в УПК РФ в части наделения следователей Следственного комитета России полномочиями по производству предварительного следствия по уголовным делам о соответствующих преступлениях.

В проектируемой норме УК РФ ответственность дифференцируется в зависимости от характера наступивших последствий.

Так, по части первой статьи 200.6 УК РФ ответственность будет наступать за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это повлекло причинение крупного ущерба; по частям второй и третьей — за то же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, смерть двух или более лиц соответственно.

Крупным ущербом для целей статьи 2006 УК РФ предлагается считать ущерб в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, закрепленный в примечании к статье 170 УК РФ для целей главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Предлагаемые санкции статьи 200.6 УК РФ представляются соразмерными тому потенциальному ущербу, который может быть нанесен интересам Российской Федерации и ее гражданам, будут служить эффективной профилактической мерой и обеспечат индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности, что позволит соблюсти принцип справедливости и достичь целей уголовного наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.