Рекомендация 2121 (2018). К вопросу о разработке Европейской конвенции о профессии адвоката

ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ

СОВЕТА ЕВРОПЫ

Рекомендация 2121 (2018) 1

К вопросу о разработке Европейской конвенции о профессии адвоката

1. Парламентская ассамблея согласна с мнением Европейского суда по правам человека о том, что особая роль адвокатов делает их центральным элементом в отправлении правосудия как протагонистов и посредников между гражданами и судами. Они играют важнейшую роль, обеспечивая, чтобы суды, миссия которых имеет исключительно важное значение в правовом государстве, пользовались доверием населения. Для того чтобы граждане доверяли отправлению правосудия, они должны быть убеждены, что адвокат способен эффективно представлять их.

2. Ассамблея поддерживает минимальные стандарты, изложенные в рекомендации Комитета министров № R (2000) 21 государствам-членам о свободе осуществления профессии адвоката. Она напоминает, что эти стандарты, не являясь обязательными, имеют целью сформировать принципы, вытекающие из юридически обязывающих положений, в частности положений Европейской конвенции о правах человека (СЕД № 5), и обеспечить применение этих принципов на практике.

3. Поэтому вызывает серьезнейшую обеспокоенность тот факт, что во многих государствах – членах Совета Европы имеют место преследования, угрозы и нападки на адвокатов, причем в некоторых странах они даже нарастают, становятся повсеместными и систематическими и, как представляется, являются результатом преднамеренной политики. Речь идет, в частности, об убийствах, которые не всегда должным образом расследуются властями, физическом насилии, в том числе со стороны государственных служащих; угрозах, необоснованной публичной критике и отождествлении, в том числе ведущими политиками, юристов с их клиентами; злоупотреблении уголовно-процессуальными действиями для наказания адвокатов или отстранения их от некоторых дел; нарушении профессиональных юридических привилегий посредством незаконного мониторинга бесед клиентов со своими адвокатами, проведения обысков и изъятия имущества в ходе противозаконных расследований, допросах адвокатов в качестве свидетелей по уголовным делам их клиентов; злоупотреблении дисциплинарными мерами, а также различных структурных и процедурных сбоях при установлении и эффективном соблюдении гарантий независимости адвокатов.

4. Ассамблея полагает, что такая ситуация свидетельствует о необходимости повышения юридического статуса рекомендации № R (2000) 21 путем трансформирования ее положений в юридически обязывающий документ в форме конвенции с эффективным контролем. Такая конвенция могла бы также стать источником юридически обязывающих стандартов в более широком международном плане посредством предоставления права присоединиться к ней государствам, не входящим в Совет Европы.

5. Принимая во внимание роль адвокатов в повседневной защите личных прав, в том числе в рамках продолжающихся судебных разбирательств, Ассамблея полагает необходимым создать механизм раннего предупреждения для реагирования на непосредственные угрозы их безопасности и независимости, а также их возможности эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Она напоминает, что в Совете Европы существует Платформа действий по усилению защиты журналистики и обеспечению безопасности журналистов, и полагает, что аналогичный механизм должен быть столь же эффективным на практике, обеспечивать процедурную эффективность и быть технически осуществимым в сложившейся ситуации.

6. В связи с этим Ассамблея призывает государства – члены Совета Европы в полной мере уважать, защищать и укреплять свободу осуществления профессии адвоката, в том числе посредством эффективного выполнения рекомендации № R (2000) 21.

7. Парламентская ассамблея призывает Комитет министров:

7.1. разработать и принять конвенцию о профессии адвоката, основанную на стандартах, изложенных в рекомендации № R (2000) 21, и при этом:

7.1.1. принимать также во внимание другие профильные документы, включая «Хартию основных принципов европейской адвокатской профессии» Совета адвокатских объединений и юридических обществ Европы, «Туринские принципы профессионального поведения юристов в ХХI веке» Международного союза адвокатов, а также «Стандарты независимости сообщества юристов», «Международные принципы поведения для сообщества юристов» и «Руководство по установлению и поддержанию процедур обжалования и рассмотрения дисциплинарных вопросов» Международной ассоциации юристов;

7.1.2. обеспечить, чтобы гарантии, касающиеся таких основополагающих вопросов, как доступ к услугам адвоката и доступ адвокатов к своим клиентам, привилегии юридической профессии, гражданский и уголовный иммунитет в связи с заявлениями, сделанными при исполнении своих профессиональных обязанностей, и конфиденциальность общения между адвокатом и клиентом, были должным образом усилены, учитывая изменения, происходящие в нормативно-правовой сфере, включая меры, принимаемые с целью противодействия коррупции, отмыванию денег и терроризму;

7.1.3. предусмотреть создание эффективного контрольного механизма, обратив особое внимание на такой вариант, как создание комитета экспертов, который рассматривал бы периодические доклады, представляемые Договаривающимися Сторонами, причем организации гражданского общества, включая объединения адвокатов, имели бы возможность представлять туда свои материалы;

7.1.4. рассмотреть вопрос об открытии конвенции для присоединения государств, не входящих в Совет Европы;

7.2. создать механизм раннего предупреждения для реагирования на непосредственные угрозы безопасности и независимости, а также их возможности эффективно выполнять свои профессиональные обязанности по образцу Платформы действий по усилению защиты журналистики и обеспечению безопасности журналистов. В этой связи Ассамблея еще раз напоминает о содержащемся в ее рекомендации 2085 (2016) «Усиление защиты и повышение роли правозащитников в государствах – членах Совета Европы», призыве создать платформу для защиты правозащитников, включая адвокатов;

7.3. организовать мероприятия, включая мероприятия в рамках двустороннего сотрудничества с целью более эффективного выполнения рекомендации № R (2000) 21 вплоть до ратификации новой конвенции государствами-членами;

7.4. в полном объеме выполнить рекомендацию 2085 (2016).

Вестник Адвокатской палаты г. Москвы № 1 [140] 2018 с.159-161.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =