Состязательность в арбитражном процессе

В ч. 1 ст. 9 АПК РФ закреплен такой принцип правосудия, как состязательность. Так же, как и равноправие, состязательность является общеправовой ценностью и отражена в Конституции РФ (ст. 123). Смысл этого принципа состоит в том, что стороны в процессе являются совершенно самостоятельными субъектами, действующими осознанно и на свой риск. Все, что делают стороны, направлено на реализацию их законного интереса, в той мере, в какой стороны его понимают. Какое-либо руководство со стороны суда поведением сторон, исходящими от сторон документами и действиями запрещается. Принцип состязательности распространяется и на иных участников судебного разбирательства. Он означает, что арбитражный суд освобожден от обязанности помогать участникам процесса доказывать те или иные обстоятельства (хотя в ряде случае должен оказывать содействие в получении доказательств). Если же суд по своей инициативе оказывает участнику процесса помощь, это вполне может быть расценено как нарушение принципов равноправия и (или) равенства всех перед законом и судом.

Принцип состязательности раскрывается в следующих положениях АПК РФ:

  1. в норме о том, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65);
  2. правиле о том, что арбитражный суд не принимает признание стороной обстоятельств, если располагает доказательствами, дающими основание полагать, что признание такой стороной указанных обстоятельств совершено в целях сокрытия определенных фактов или под влиянием обмана, насилия, угрозы, заблуждения, на что арбитражным судом указывается в протоколе судебного заседания (ч. 4 ст. 70);
  3. праве истца при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (ч. 1 ст. 49);
  4. праве истца отказаться от иска полностью или частично (ч. 2 ст. 49);
  5. праве ответчика в любой инстанции признать иск полностью или частично (ч. 3 ст. 49);
  6. возможности сторон в предусмотренном законом порядке закончить дело мировым соглашением, в том числе по результатам проведения процедуры медиации (ч. 4 ст. 49).

Принцип состязательности раскрывается в ч. 2 ст. 9 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, имеют право знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Это важное требование, поскольку только при его соблюдении и возможно принятие участниками судопроизводства тех или иных самостоятельных процессуальных решений, о которых говорилось выше.

Данный принцип также предполагает гарантированное право лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Ни один из участников судопроизводства не может быть лишен этой возможности, конечно, если действия по его реализации облечены в надлежащую форму и не являются злоупотреблением процессуальными правами.

То, что участники арбитражного судопроизводства самостоятельны в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, ни в коей мере не означает, что суд остается лишь пассивным наблюдателем этих действий. Такая его роль противоречила бы и самой сути правосудия, и статусу суда как органа государственной власти. Как следует из ч. 3 ст. 9 АПК РФ, арбитражный суд осуществляет руководство процессом, создавая для участвующих в деле лиц необходимые и равные условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Это общее правило, реализация которого может быть связана как с теми действиями, которые перечислены в законе (разъяснять права и обязанности и т.д.), так и с иными действиями, без совершения которых правосудие не будет отвечать требованиям законности, справедливости и разумности.

Следует иметь в виду, что, хотя принцип состязательности действует на всех стадиях судебного разбирательства, в частности при рассмотрении дела судом первой, апелляционной и иных инстанций, руководство со стороны арбитражного суда имеет свои границы, поскольку участники все же остаются самостоятельными во всех случаях, а самостоятельность несет в себе элемент риска. Это подтверждается и судебной практикой. Например, по мнению налогового органа, поскольку общество в нарушение ст. ст. 210, 211 НК РФ не включило в доход К. стоимость установки дополнительного оборудования, не удержало НДФЛ и не представило в инспекцию сведения о доходах физического лица, оно правомерно привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа. Как указал суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, установлено, что доход К. общество выплатило в натуральной форме и не имело возможности произвести удержание НДФЛ. В кассационной жалобе инспекция ссылается на иные обстоятельства, не нашедшие отражения в оспариваемом ненормативном акте, а именно на выплату физическому лицу денежных средств, приложив к кассационной жалобе расходные кассовые ордера. Эти ордера не могут быть приняты во внимание кассационным судом, поскольку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций указанные документы не были представлены и, соответственно, не исследовались. Поскольку налоговый орган не воспользовался своими процессуальными правами, он в силу ст. 9 АПК РФ несет риск связанных с этим неблагоприятных последствий (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 12.12.2014 по делу N А56-11732/2014).

Арбитражный адвокат.