Усиление административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности детей в Интернете

В Государственную Думу РФ поступил законопроект «О внесении изменений в статью 6.17 и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вместе с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве».

Как следует из пояснительной записки указанный проект закона разработан в соответствии с рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедших в Совете Федерации 17 апреля 2017 года и основывается на результатах обобщения как самих рекомендаций, так и предложений ряда федеральных органов власти, органов власти отдельных субъектов Российской Федерации и педагогической общественности. Одновременно приняты во внимание итоги анализа практики применения норм Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Цель проекта федерального закона заключается в усилении административной ответственности за правонарушения в сфере обеспечения безопасности детей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предлагается в целях уточнения оснований административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 6.17 Кодекса, заменить термин «объявление» на более широкий по содержанию термин «информация» что позволит привлекать к ответственности распространителей различных видов информации, призывающих детей к  участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Кроме этого, проектом федерального закона предусматривается повышение степени ответственности в случаях совершения правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 и 3 указанной статьи 6.17, путем увеличения размеров административных штрафов.

Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с 2016 по 2017 год выросло на 160% процентов количество нарушений законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, (с 499 до 798 нарушений) и за тот же период выросло на 440% процентов количество составленных протоколов об административных правонарушениях в области обеспечения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (с 198 до 870 протоколов об административных правонарушениях).

Кроме этого, согласно данным Роскомнадзора в 2017 году по сравнению с 2016 годом в 2,5 раза увеличилось число проверочных мероприятий в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Граждане также стали чаще сталкиваться со случаями нарушения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию — с 2013 года по 2017 год количество обращений в Роскомнадзор по данной тематике выросло на 268% (с 745 до 2 002).

По оценкам федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и представителей экспертного сообщества размеры административных штрафов, предусмотренные в 2013 году, в настоящее время не в полной мере могут быть применены в целях предупреждения совершения в первые и повторных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В частности, предусмотренные в настоящее время размеры административных штрафов в связи с их незначительностью не могут являться полноценной мерой ответственности при получении в результате совершения правонарушения правонарушителями дохода, многократно превышающего размер штрафа.

Законопроектом с учетом мнения федеральных органов государственной власти предлагается увеличение в два раза минимального и максимального размера административного штрафа в случаях совершения правонарушений, указанных в статье 6.17.

Увеличение размеров административных штрафов также позволит стимулировать внедрение Интернет-ресурсами и лицами, оказывающих услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, механизмов саморегулирования в сфере информационной безопасности детей.